ПРОФЕССОРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

  • Екатерина Юрьевна Жарова
    • ФГБУН «Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН»
Ключевые слова: профессора, университеты, Российская империя, реформа, предметная система обучения

Аннотация

В конце XIX - начале XX в. министерство народного просвещения уже не могло проводить реформы, не опираясь на мнение представителей профессорской корпорации. Крупнейшие совещания, организованные министерством с целью выяснить точки зрения профессоров по самым актуальным вопросам университетской жизни, состоялись в 1901 и 1906 гг. Целью этих совещаний был пересмотр университетского устава 1884 г., однако ни в первом, ни во втором случае новый устав принят не был. Материалы первого совещания оказались под сукном в министерстве, а вот по результатам второго совещания был провозглашён переход на предметную систему обучения. В условиях того времени (1906), наряду с другими послаблениями в сфере университетского управления, это был значительный шаг вперёд к университетской автономии и свободе обучения, выраженной в предметной системе. В статье проводится анализ мнений профессоров университетов Российской империи, полученных в ходе этих двух совещаний и отражающих точки зрения представителей профессорской корпорации на предмет реформирования системы обучения.

Литература

1. Архив Российской академии наук (АРАН).
2. Вернадский В. Об основаниях университетской реформы. М., 1901. 17 с.
3. Виноградов П. Г. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы. 1901. Кн. 10. С. 537-573.
4. Вишленкова Е. А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 650 с.
5. Государственный архив Одесской области (ГАОО).
6. Грибовский М. В. Профессорско-преподавательский корпус императорских университетов как социально-профессиональная группа российского общества. 1884 г. - февраль 1917 г.: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. Томск, 2018. 43 с.
7. Жуковская Т. Н., Любезников О. А. Правительственная политика и корпорация Петербургского университета в дореформенный период: основные итоги и проблемы изучения // Клио. 2013. № 10 (82). С. 26-35.
8. Исторический архив Эстонии (ИАЭ).
9. Костина Т. В. Мир университетского профессора Казани: 1804-1863: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Казань, 2007. 226 с.
10. Национальный архив республики Татарстан (НАРТ).
11. Никитенко А. В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1956. 652 с.
12. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ).
13. Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России: в 4 т. Т. 3: Университетская профессура и подготовка устава 1835 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 480 с.
14. Проект главных положений устава университета, выработанный Санкт-Петербургским университетом. СПб., 1905. 58 с.
15. Профессорско-преподавательский корпус российских университетов. 1884-1917 гг.: исследования и документы / под ред. М. В. Грибовского, С. Ф. Фоминых. Томск: Изд-во ТГУ, 2012. 368 с.
16. Российский государственный исторический архив (РГИА).
17. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. 785 с.
18. Ростовцев Е. А., Баринов Д. А. Петроградская университетская корпорация в годы I Мировой войны: опыт коллективного портрета // Клио. 2017. № 10 (130). С. 136-144.
19. Ростовцев Е. А. Столичный университет Российской империи: учёное сословие, общество и власть (вторая половина XIX - начало ХХ в.). М.: Полит. энцикл., 2017. 903 c.
20. Сазонова Л. А. Повседневность университетского профессора Казани, 1863-1917 гг.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Казань, 2009. 217 с.
21. Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов: кол. монография / под ред. Е. А. Вишленковой, И. М. Савельевой. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013. 386 с.
22. Труды высочайше учреждённой комиссии по преобразованию высших учебных заведений. Вып. 1-5. СПб., 1903.
23. Труды Совещания профессоров по университетской реформе, образованного при Министерстве народного просвещения под председательством министра графа И. И. Толстого в январе 1906 г. СПб., 1906. 343 с.
24. Феофанов А. М. Социальный портрет профессоров Московского университета второй половины XVIII - первой четверти XIX в. // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2013. № 1 (12). С. 168-179.
25. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).
26. Чирьев С. Проект реформы высшего образования. Киев, 1901. 22 с.
27. Чирьев С. Проекты преобразования наших высших и средних школ. Киев, 1906. 27 с.
Поступила в редакцию 2020-04-12
Опубликована 2020-08-25
Раздел
Общее
Страницы
607-615