О ЯЗЫЧЕСТВЕ, НЕОЯЗЫЧЕСТВЕ И ПОДХОДАХ К ИХ ИЗУЧЕНИЮ (РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТАТЬЁЙ Н. А. КУТЯВИНА «К ПРОБЛЕМЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОЯЗЫЧЕСТВА»)

  • Андрей Анатольевич Бесков
    • ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Ключевые слова: славянское язычество, русское неоязычество, родноверие, методология, изучение язычества, принцип историзма, человеческие жертвоприношения у славян, народное православие

Аннотация

Данная статья служит ответом автора на недавнюю статью Н. А. Кутявина, в которой тот излагает свои соображения по поводу того, как нужно изучать русское неоязычество («родноверие»). Автор этой статьи согласен с Н. А. Кутявиным в том, что русское неоязычество не имеет исторической преемственности с древним славянским язычеством, но не согласен с ним по многим частным вопросам. Хотя статья Н. А. Кутявина посвящена неоязычеству, её автор основное внимание уделяет рассмотрению вопроса о том, чем было древнее славянское язычество. При этом он опирается прежде всего на теоретические построения некоторых западных философов, религиоведов, социологов, которые плохо согласуются со славянским материалом. В данной статье демонстрируется уязвимость многих тезисов Н. А. Кутявина и необходимость более тщательной проработки конкретного фактического материала перед тем, как переходить к формулировке обобщающих теорий.

Литература

1. Аксаков И. С. Письма к родным. 1849-1856. М.: Наука, 1994. 653 с.
2. Антонов Д. И. Падшие ангелы vs черти народной демонологии // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 2. М.: «Индрик», 2013. С. 9-32.
3. Бесков А. А. «Славянские руны» на российских экранах: репрезентация неоязыческого мифа // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 225-253. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-225-253
4. Бесков А. А. Парадоксы русского неоязычества // Colloquium heptaplomeres. Вып. I. 2014. С. 11-23.
5. Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья первая) // Colloquium heptaplomeres. Вып. II. 2015. С. 6-18.
6. Бесков А. А. Язычество восточных славян перед лицом современности. СПб.: Дм. Буланин, 2018. 192 с.
7. Бесков А. А., Кочеганова П. П. Образ русского неоязычества в российской прессе начала XXI века // Политика и Общество. 2016. № 9. С. 1296-1311. DOI: 10.7256/1812-8696.2016.9.19245
8. Бесков А. Восточнославянское язычество в зеркале российской повседневности // Kultūras studijas. Zinātnisko rakstu krājums. X. Daugavpils: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds “Saule”, 2018. L. 138-153.
9. Бесков А. Предисловие научного редактора // Colloquium heptaplomeres. Вып. V. 2018. С. 6.
10. Бубнов Е. С. Что такое методологический атеизм? // Религиоведческие исследования. 2016. № 2 (14). С. 125-150.
11. Бухараев Я. В. Христианский взгляд на язычество: духовная конкуренция или органическая несовместимость? // Colloquium heptaplomeres. Вып. IV. 2017. С. 20-29.
12. Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб.: Тип. Е. Фишера, 1841. [4], IV, 183 с.
13. Колкунова К. А. Религиоведение без религии: современные подходы к определению религии // 750 определений религии: история символизаций и интерпретаций. Владимир, 2014. С. 197-221.
14. Кутявин Н. А. К проблеме парадигмы исследования неоязычества // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2019. Т. 29, № 4. С. 691-697.
15. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. 237, [2] с.
16. Михеев В. Могут ли чувства и представления быть религиозными и секулярными? Критика современной психологии религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3. С. 1421-67. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-3-142-167
17. Назаренко А. В., Хорошкевич А. Л. Языческая Европа глазами археолога // Русанова И. П. Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. Черновцы: Прут, 2002. С. 6-9.
18. Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. 2-е изд., испр. М.: Ладога-100, 2007. 304 с.
19. Успенский Б. А. Метемпсихоз у восточных славян // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 3. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. С. 7-20.
20. Фаминцын А. С. Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян // Этнографическое обозрение. 1895. № 3. (Т. XXVI). С. 1-48.
21. Чулков М. Словарь русских суеверий. СПб.: Тип. Шнора, 1782. [10], 271, [1] с.
22. Шеппинг Д. О. Мифы славянского язычества. М.: Тип. В. Готье, 1849. XVI, 199 с.
23. Юрганов А. Л. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени. М.: РГГУ, 2006. 433 с.
24. Юревич А. В. Звёздный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России // Вопр. философии. 2003. № 12. С. 113-125.
25. Aitamurto K. Paganism, traditionalism, nationalism: narratives of Russian rodnoverie. N. Y.; L., Routledge, 2016, X, 222 p.
26. Mendoza R. G. The Divine Gourd Tree: Tzompantli Skull Racks, Decapitation Rituals, and Human Trophies in Ancient Mesoamerica. Chacon, Richard J.; Dye, David H. (eds.). The Taking and Displaying of Human Body Parts as Trophies by Amerindians. 2007, Boston, MA, Springer, pp. 400-443.
27. Tully C. J. Researching the Past is a Foreign Country: Cognitive Dissonance as a response by practitioner Pagans to academic research on the history of Pagan religions. The Pomegranate: International Journal of Pagan Studies. 2011, vol. 13, no. 1, pp. 98-105.
28. Vance E. Maya bones bring a lost civilization to life. Nature, 2019, vol. 566, pp. 168-171. DOI: 10.1038/d41586-019-00517-y
Поступила в редакцию 2019-10-23
Опубликована 2020-08-25
Раздел
Дискуссии
Страницы
638-648