СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БИБЛЕЙСКИХ АЛЛЮЗИЙ В РАННЕНОВОАНГЛИЙСКОЙ ПЬЕСЕ ДЖ. БЭЙЛА «ПРОПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ПУСТЫНЕ»

  • Алина Алексеевна Хавронич
    • ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: лингвопоэтика, ранненовоанглийская религиозная драма, Дж. Бэйл, стилистически маркированные единицы, библейские аллюзии, вертикальный контекст, эстетика тождества

Аннотация

В статье с лингвопоэтической точки зрения анализируются особенности стилистического функционирования аллюзий к библейскому тексту в рамках религиозной пьесы ранненовоанглийского периода - «Проповеди Иоанна Крестителя в пустыне» драматурга Дж. Бэйла. Рассмотрение стилистических свойств языковых элементов осуществляется через соотнесение плана выражения с планом содержания, разбор концептуальной составляющей, сопоставление со средневековыми пьесами-переложениями того же библейского сюжета. В ходе анализа идентифицируются и разбираются реализующие функцию воздействия элементы, включенные в библейские аллюзии, рассматривается их роль в подборе других лексических единиц, конструировании расширенных метафор, синтаксическом оформлении фрагментов. Установлено, что через расширение скриптуальных образных планов автор осуществляет значимое смещение фокуса для реинтерпретации библейских тезисов в русле протестантизма. Значительная часть стилистически маркированных элементов претерпевает семантическое развитие и становится адгерентно коннотативной, соотносясь с центральными единицами библейских вставок.

Литература

1. Зубова У.В. Вертикальный контекст в англоязычном бизнес-дискурсе: динамика воспроизведения и речетворчества: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2014. 161 с.
2. Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики. М.: URSS, 2010. 164 c.
3. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 314-322.
4. Прохорова М.Ю. К вопросу о прагмалингвистике филологического вертикального контекста (на материале стихотворения Джона Мильтона «Song on May Morning») // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. Вып. 8. М.: Диалог МГУ, 1999. С. 91-98.
5. Dillon J. Language and Stage in Medieval and Renaissance England. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 292 P.
6. Gillen K.A. From Sacraments to Signs: The Challenges of Protestant Theatricality in John Bale's Biblical. Plays // Cahiers Elisabéthains. Is. 80, 2011. P. 15-25.
7. Happé P. Rejecting and Preserving: Bale’s Dramatisation of the Baptism of Christ// Cahiers Élisabéthains. Vol. 86, 2014. P. 8-22
8. Oldys W., Oxford E.H., Park T. The Harleian Miscellany: A Collection of Scarce, Curious, and Entertaining Pamphlets and Tracts, as Well in Manuscript as in Print, Vol. 6. London: Harding and Wright printers, 1810. P. 437-465.
9. Sherry R. A Treatise of Schemes and Tropes. Florida: Scholars’ Facsimiles and Reprints. URL: https://www.gutenberg.org/ files/28447/28447-h/28447-h.htm (дата обращения: 8.04.2020).
10. Walker G. Medieval Drama: An Anthology. Oxford: Blackwell Publishing, 2009. P. 480-491.
Поступила в редакцию 2020-04-28
Опубликована 2020-12-11
Раздел
Лингвистика
Страницы
1001-1007