ЛОГИКА И АБСУРД В «РОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПРЕТАХ»: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТАХ

  • Марина Александровна Тростина
    • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
  • Анастасия Андреевна Раслова
    • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Ключевые слова: родительские запреты, детский фольклор, приметы-запреты, воспитательные паремии, приметы-правила

Аннотация

В статье рассматриваются воспитательные паремии, представляющие собой устойчивые формулы, содержащие запрет на нарушение ребенком норм поведения в обществе. Выявляются устойчивые жанровые признаки «родительских запретов» (формульность, абсурдность прогноза, юмористичность, образность, воспитательная направленность), показывается их связь с народной педагогикой, определяется отличие от традиционных примет - ориентация на возрастные особенности человека. В качестве основных функций «родительских запретов» называются воспитательная и развлекательная. Приводится классификация примет-запретов по тематическому принципу. Указывается на древнее происхождение отдельных запретов, связанных с табу на действия, вызывающие гнев богов. В контексте прогностических паремийных жанров детского фольклора называются приметы-правила и ситуативные приметы. Определяются возможные перспективы дальнейшего изучения жанра - сравнительно-сопоставительное изучение воспитательных паремий разных народов, определение их функциональной роли в жанровой системе русского и национального фольклора.

Литература

1. Баркова А.М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 216 с.
2. Ветчинкина Ю.А. Воспитательная проблематика фольклора // Символ науки. 2016. №4. С. 235-236.
3. Гайсина Ф.Ф. Запреты как фольклорный жанр в традиционной культуре башкир: автореф. дис. … канд. филол. наук. Казань, 2013. 27 с.
4. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: Аргументы недели, 2015. 208 с.
5. Доржу М.Д. Роль устного народного творчества в воспитании ребенка // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2015. Вып. 4. С.7-10.
6. Лопатина Е.В. Особенности «страшного мира» в текстах садистских стишков // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 339-342.
7. Мирвода Т.А. Детский страшный повествовательный фольклор: к вопросу о жанровом многообразии традиции // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 38-48.
8. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Роль отца в традиционной народной педагогике // Мир детства и традиционная культура: Сборник науч. трудов и материалов. М., 1995. С.7-27.
9. Свалова Е.Н. Запреты и предписания в речевой культуре пермского старообрядчества // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11( 3). С. 71-79.
10. Семенова Е.Ю. Страшилка как жанр современного детского фольклора // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2013. № 11 // URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf
11. Сидоренко А.В. Язык советского детства. М.,-Берлин: Директ-Медиа, 2016. 163 с.
12. Спицына Е.И. Детский фольклор: трансформация традиции // Culture and Civilization. 2016. № 2. С. 232-241.
13. Спицына Е.И. Традиции русского фольклора в современной культуре детства: Автореф. дис.. канд. истор. наук. Волгоград, 2018. 30 с.
14. Трыкова О.Ю. Жанровый состав современного детского фольклора Ярославской области // Славянский альманах. 1998. М., 1999. С. 254-270.
15. Трыкова О.Ю. О современном состоянии жанров детского фольклора. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/ doskolnoe_obrazovanie/12_5/
16. Тростина М.А. Воспитательный аспект народных примет // Традиции образования и духовное становление личности: идеи Н.А. Добролюбова и выдающихся мыслителей ХIХ-ХХI в. и современность: сб. докл. ХХХVII Междунар. науч. конф. Нижний Новогород: Гладкова О. В., 2013. С. 177-181.
17. Туаева Л.А., Гадиева М.С. Детский фольклор и классификация его жанров // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14966
18. Христофорова О.Б. К вопросу о структуре приметы // Arbor mundi. 1998. № 6. C. 30-47.
19. Böhme F.M. Deutsches Kinderlied und Kinderspiel: Volksüberlieferungen aus allen Landen Deutscher Zunge.. // Nabu Press. 2011. 830 p.
20. Girmen P. Children's games in eskişehir folklore and their role in helping children acquire life skills | [Eski̇şehi̇r folklorunda çocuk oyunlari ve bu oyunlarin yaşam beceri̇si̇ kazandirmadaki̇ rolü] // Milli Folklor. 2012. No. 12 (95). P. 263-273.
21. Halliwell-Phillipps J.O. The Nursery Rhymes of England. London: Bodley Head, 1970. 277 p.
22. Hiiemäe R. Spirits, aliens, and Slenderman: Supernatural experiences in today's school lore | [Vaimud, tulnukad ja Slenderman: Üleloomulikud kogemused tänapäeva õpilaspärimuses] // Maetagused. 2019. No. 74. P. 31-50.
23. Siaden S. Staging Fairyland: Folklore, Children's Entertainment, and Nineteenth-Century Pantomime // New Theatre Quarterl. 2019. Vol. 35, no. 3. P. 287-287.
24. Stauga J. On the currently popular narrative in children’s folklore | [Par kādu mūsdienās populāru bērnu folkloras naratīvu] // Letonica. 2018. No. 38. P. 113-122.
Поступила в редакцию 2020-03-10
Опубликована 2020-12-11
Раздел
Фольклористика
Страницы
1097-1103