АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ В 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ БУРЯТ

  • Евгений Викторович Дроботушенко
    • ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
Ключевые слова: буряты, религиозность, вера, обряд, священнослужители, верующие

Аннотация

В статье на основе архивных документов характеризуются особенности официальной, институализированной религиозности забайкальских бурят во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. Автор отмечает, что на сегодняшний день заявленная в названии статьи проблема практически не изучена. Забайкалье в рассматриваемое время - это территория двух субъектов РСФСР: Бурят-Монгольской (Бурятской) Автономной Советской Социалистической Республики и Читинской области. Данные по религиозности населения Забайкалья в рассматриваемый период можно получить, главным образом, из отчётов уполномоченных Советов по делам религиозных культов и по делам Русской Православной Церкви, а с 1965 г. - Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Степень религиозности общества можно оценить по двум составляющим: институализированной - официально зарегистрированные религиозные институты, (религиозные объединения), действующие постройки культового назначения, священнослужители; неинстуализированной, т. е. неофициальные религиозные структуры. Маркерами же измерения религиозной составляющей выступают: количество зарегистрированных религиозных объединений; построек культового назначения; священнослужителей; их территориальное расположение; число учтённых верующих-прихожан; суммы, поступавшие из разных источников на нужды религиозных объединений; священные места; паломничества и др. Религиозность бурятского населения Забайкалья в основной своей массе проявлялась в исповедовании северной ветви буддизма - ламаизма. Отмечается, что, несмотря на серьёзную антирелигиозную направленность советской власти, бурятское население во многом оставалось религиозным. Было значительное количество прихожан, зарегистрированные религиозные объединения, культовые постройки.

Литература

1. Агапитов Н. Н. О божествах и идолах шаманствующих бурят // Известия ВСОИРГО. 1883. Т. 14, № 3. С. 45-63.
2. Базаров Б. Д. Таинства и практика шаманизма. Улан-Удэ: Буряад унэн, 2000. 275 с.
3. Бураева О. В. Православие у бурят (XVII - начало XX в.) // Этнографическое обозрение. 2010. № 1. С. 55-66.
4. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 116 с.
5. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. Р-1857. Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров Бур. АССР, г. Улан-Удэ. 1944-1994.
6. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р6991. Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 1943-1991.
7. Данзанова А. А. Религиозная политика советского государства по отношению буддизма в Бурятии в 1920-30-е гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1998. 22 с.
8. Жамсуева Д. С. Агинские дацаны как памятники истории культуры: автореф. дис. … канд. истор. наук: 24.00.02. Улан-Удэ, 2000. 26 с.
9. Злыгостева Ю. Г. Документы Национального архива Республики Бурятия по истории государственно-церковных взаимоотношений в середине 1940-х - 1980-е гг. // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2011. С. 389-393.
10. Зомонов М. Д. Бурятский шаманизм как целостная мировоззренческая система: дис.. д-ра филос. наук. СПб., 2003. 405 с.
11. Митыпова Г. С. История становления и развития православной традиции в Бурятии (XVII-XXI вв.): дис. … д-ра истор. наук. Улан-Удэ, 2006. 390.
12. Митыпова Г. С. Православие в истории и культуре Бурятии. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 231 с.
13. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 288 с.
14. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времён по XVIII век). Новосибирск: Наука, 1980. 320 с.
15. Михайлова В. Т. Православие в духовной культуре бурят (30-е гг. XVII в. - 1917 г.). Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 1999. 174 с.
16. Михайлова В. Т. Роль православной церкви в распространении земледелия у бурят в конце XIX - начале XX века // Вестник культуры искусства. 2011. № 1(25). С. 58-62.
17. Нанзатов Б. З. Буряты в зоне влияния православной церкви в XIX - начале XX вв.: трансформация идентичностей // Oriental studies. 2017. Vol. 33, iss. 5. P. 102-110.
18. Санжиева Т. Е. Особенности распространения православия среди бурят в XIX в. // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер.: Политология, религиоведение. 2011. № 2(7). С. 209-215.
19. Петри Б. Э. Степени посвящения монголо-бурятских шаманов // Известия БГНИИ при ИГУ. 1926. Т. II, вып. 4. С. 39-75.
20. Петри Б. Э. Старая вера бурятского народа: научно-популярный очерк. Посвящается памяти М. Н. Хангалова. Иркутск: [б. и.], 1928. 78 с.
21. Смолякова Л. А. История изучения бурятского шаманизма // Colloquium heptaplomeres. 2017. Vol. IV. С. 82-89.
22. Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII - начало XX в.). М.: PRINTLETO.RU, 2013. 335 с.
Поступила в редакцию 2020-01-19
Опубликована 2021-02-25
Раздел
Общее
Страницы
92-99