ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ: РЕМБРАНДТОВСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

  • Светлана Ивановна Ермоленко
    • ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
  • Ольга Игоревна Кадушина
    • ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», искусство светотени, рембрандтовское освещение, «рембрандтовский сюжет»

Аннотация

На особое искусство светотени Ф. М. Достоевского в разное время неоднократно обращалось внимание исследователей. Однако по-прежнему наблюдения достоевсковедов над одним из приемов искусства светотени у Достоевского - так называемом «рембрандтовским освещением» - носят отрывочный характер, что не позволяет в полной мере оценить его значимость в поэтике писателя и реализации идейно-философского замысла произведений. Авторы статьи руководствуются принципами «медленного чтения», соответствующего природе «сверхплотного» (Т. А. Касаткина) текста Достоевского, позволяющего постепенно погружаться в смысл произведения или какого-то его отдельного эпизода, не упуская из виду детали и подробности, без которых не может быть достигнуто глубокое понимание текста. В статье анализируются три эпизода романа «Преступление и наказание» (смерть Мармеладова, полупризнание Раскольникова Разумихину в коридоре, чтение Соней Евангелия Раскольникову), в которых Ф. М. Достоевский использует прием рембрандтовского освещения. Устанавливается не только значимость этих эпизодов в тексте романа, но и их внутренняя соотнесенность: они составляют своего рода «рембрандтовский сюжет », характеризующийся неизменной направленностью движения из темноты к свету. В результате анализа делается вывод о многофункциональности данного приема в «Преступлении и наказании» (социальная, психологическая, идейно-композиционная функции). Главной же в романе становится религиозно-философская функция приема рембрандтовского освещения как формы выражения авторской позиции: утверждение неизбежности конечного торжества Света духовного над «трущобным» мраком в мире и сердцах людей.

Литература

1. Азаренко Н.А. Особенности концептуализации света и тьмы в языковой картине мира Ф.М. Достоевского (на материале романа «Преступление и наказание») // Вестник ТГУ. 2007. Вып. 4 (48). С. 77-80.
2. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имён. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1975. 280 с. URL: https://vk.com/ doc8157_437134930?hash=15dc471dc267efe00c (дата обращения: 06.07.2020).
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
4. Бахтин М.М. Эпос и роман.- СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
5. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Л.: Просвещение, 1979. 240 с.
6. Вацуро В.Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. 1964. № 3. С. 46-56.
7. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Литературное наследство. М.: Изд- во АН СССР, 1941. Т. 43-44. М.Ю. Лермонтов. I. С. 517-628.
8. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.: ГАХН, 1925. 188 с.
9. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 15 т. Л.: Наука, 1989. Т. 5. 575 с.
10. Евнин Ф.И. «Живопись» Достоевского // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. 1959. Т. XVIII. Вып. 2. С. 131-148.
11. Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов / сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. М.: Книга. 1990. С. 164-192.
12. Касаткина Т. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.
13. Ковалевская Е.А. Рембрандт Харменс ван Рейн // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 465.
14. Медкова Е. Свет и тьма // Искусство. 2007. № 11. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200701114 (дата обращения: 11.02.2020).
15. Мейер Г. Свет в ночи (о «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения. [Frankfurt / Main]: Посев, 1967. 517 с.
16. Панкратова М.Н. Поэтика света и тьмы в творчестве Ф.М. Достоевского: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 2007. 29 с. URL: https://www.dissercat.com/content/poetika-sveta-i-tmy-v-tvorchestve-fm-dostoevskogo (дата обращения: 01.02.2020).
17. Пахомов Н.П. Живописное наследие Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 163-169.
18. Переверзев В.Ф. Творчество Достоевского // Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. - М.: Современник, 1989. С. 455-662.
19. Разинов Ю.А. Символика перекрестка // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2010. № 1 (7). С. 123-130.
20. Селезнёв Ю.И. В мире Достоевского. М.: Современник, 1980. 375 с.
21. Соловьёв С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Сов. писатель, 1979. 352 с.
22. Тарасова Н.А. Христианская тема в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: проблемы изучения: монография. М.: Квадрига, 2015. 192 с.
23. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон…». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. 2-е изд, испр. и доп. СПб.: Серебряный век, 2016. 560 с.
24. Топоров В.Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. 820 с.
25. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.
26. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.
27. Цвейг С. Достоевский // Цвейг С. Три мастера. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М.: Республика, 1992. С. 62-156.
28. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Б.М. О литературе: работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987. С. 140-286.
Поступила в редакцию 2020-06-16
Опубликована 2021-05-11
Раздел
Литературоведение
Страницы
297-308