ЖИВОПИСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОНЦЕРТА В НЕЗАВИСИМОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

  • Александр Викторович Марков
    • Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: концерт, метафора, барокко, нидерландская живопись, Кривулин, Александр Миронов, Иван Жданов, аллегория, смерть в искусстве, бессмертие в искусстве

Аннотация

В статье рассматривается влияние живописных моделей на сложный образ концерта в неподцензурной русской поэзии. Доказывается, что этот образ всегда обладал экзистенциальным значением, связанным с особенностями индивидуального и коллективного переживания смерти и бессмертия, и не был связан с бытовым антуражем концерта. Концерт превращался в универсальный символ напряженного переживания времени, его сложного движения, позволяющего оживить мертвый нотный материал, а значит, возродить память об отдельных людях. Такое уникальное соединение коллективного переживания и индивидуального опыта бессмертия стало возможно благодаря опыту живописи: на примере изображения концертов совы в нидерландской живописи вслед за притчей Диона Хрисостома и концепции реставрации Адольфа Овчинникова показано, что такое переживание индивидуальности как мудрости, способной совместить идеи смерти и бессмертия, поддерживалось самими технологиями живописи и метафорическими значениями в басне и притче. Подробный анализ нескольких стихотворений (Александр Миронов, Иван Жданов, Виктор Кривулин) доказывает, что одна и та же модель интермедиального переживания концерта, при всем различии поэтики этих авторов, выражала один и тот же метафизический смысл.

Литература

1. Дион Хрисостом. Олимпийская речь, или об изначальном сознавании божества / Пер. Н. Брагинской и М. Грабарь-Пассек. // Ораторы Греции. М.: Художественная литература.1985. С. 283-303.
2. Марков А.В. Советская живопись большого стиля в неофициальной русской поэзии // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 4. С. 123-137.
3. Овчинников А.Н. О современной иконописи // Новая Европа: международное обозрение культуры и религии. 1994. Т. 5. С. 75-88.
4. Павловец М. «Нулевые» и «пустотные» тексты в русской поэзии: от «исторического авангарда» к неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Сто лет русского авангарда. М.: Научно-издательский центр «Московская Консерватория», 2013. С. 375-384.
5. Саббатини М. Лирическое «мы» в творчестве Виктора Кривулина 1990-х гг. (анализ на примере книги стихов «Концерт по заявкам») // Субъект в новейшей русскоязычной поэзии: теория и практика. Берлин, 2018. С. 275-288.
6. Саничева Е.В. «Эмоциональная сейсмограмма» оперы «Король Верхом» Клааса де Вриса // Артикульт. 2014. № 2 (14). С. 33-36.
7. Сайт-агрегатор «Вавилон». URL: http://www.vavilon.ru
Поступила в редакцию 2020-08-13
Опубликована 2021-05-11
Раздел
Литературоведение
Страницы
347-352