К ОСОБЕННОСТЯМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПО ПАМЯТИ ДИСКУРСА РАССУЖДЕНИЯ: КОГНИТИВНО-СТИЛЕВОЙ ПАРАМЕТР

  • Ирина Александровна Степанова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Лев Геннадьевич Васильев
    • Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Ключевые слова: аргументативный дискурс, аргументативные функции, вербализация, когнитивный стиль, полезависимость / поленезависимость, рассуждение

Аннотация

В статье рассматриваются функциональные особенности аргументативного дискурса и результирующие характеристики вербализации по памяти исходного текста-рассуждения респондентами, принадлежащими к когнитивному стилю ‘полезависимость/поленезависимость’. Авторы провели эксперимент по выявлению стиля респондентов на основе группового варианта методики ‘Включенные фигуры’ АКТ-70 У. Эттриха. В результаты, респонденты были поделены на две группы, полезависимые и поленезависимые. Группам было дано задание прочитать и прослушать текст-рассуждение и, час спустя, воспроизвести исходную аргументацию. Затем авторы провели свой собственный (‘экспертный’) анализ исходного текста, чтобы понять как структурированы и визуализированы аргументы. В результате, авторы проанализировали характеристики конечных аргументативных текстов, составленных респондентами. В статье представлены результаты только для поленезависимых респондентов. Респонденты с полюсом поленезависимость используют практически все Тезисы и Данные исходного текста, но последовательность представления функциональных элементов отличается. Респонденты данного полюса не добавляют свои собственные аргументы, а используют только те, что были представлены в исходном тексте. Данное исследование помогает установить лингво-аргументативный портрет поленезависимых респондентов. И также, полученные данные расширяют существующие описания данного полюса в языковом его аспекте.

Литература

1. Беседина Е.В. Аргументативный дискурс дискурсивно сложных и дискурсивно простых личностей: дис. … канд. филол. наук. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2011. 154 с.
2. Васильев Л.Г. Аргументация и ее понимание: логико-лингвистический подход: монография. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2014. 331 с.
3. Васильев Л.Г. Лингвистические аспекты понимания: дис. … докт. филол. наук. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 1999. 251 с.
4. Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 288 с.
5. Зайцева В.Ю. Аргументативный дискурс носителей когнитивного стиля ‘конкретная / абстрактная концептуализация’: дис.. канд. филол. наук. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2012. 181 с.
6. Калашникова С.В. Лингвистические аспекты стилей мышления в аргументативном дискурсе: дис. … канд. филол. наук. Калуга: Калужский гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2007. 191 с.
7. Киселева В В. Варьирование вербальных реакций в аргументативном дискурсе: дис. … канд. филол. наук. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2006. 188 с.
8. Столбунов В. Независимая газета [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/education/2017-08-03/8_7043_bisness.html
9. Шкуpатова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994. 156 с.
10. Crable R.E. Argumentation as Communication: Reasoning with Receivers. Columbus (Ohio): A. Bell and Howell Company, 1976. 276 p.
11. Eemeren, F.H. van, Grootendorst, R., Snoeck Henkemans, F. Fundamentals of Argumentation Theory: A Handbook of Historical Backgrounds and Contemporary Developments. Mahwah (N.J.): Erlbaum, 1996. 424 р.
Поступила в редакцию 2020-08-11
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Лингвистика
Страницы
468-477