ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЧЕВОГО АВТОПОРТРЕТА)

  • Ольга Сергеевна Сальникова
    • ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»
Ключевые слова: речевая личность, речь студента, речевой автопортрет студента, soft skills, коммуникативные навыки

Аннотация

Вопрос формирования soft skills (в частности, коммуникативных навыков) у студентов высшего учебного заведения на сегодняшний день является актуальным. В статье рассматриваются особенности устной и письменной речи студентов как речевых личностей; представлено соотношение понятий «Речевой портрет» и «Речевой автопортрет»; показана связь понятий «Коммуникативные навыки» и «Речевой автопортрет». Целью статьи является описание типичных особенностей речи студентов IT-направлений подготовки, выделяемых самими студентами (норма и девиации). В качестве материала для исследования использованы речевые автопортреты студентов. Полученные результаты позволяют выделить блоки речевых особенностей, на которых акцентируют внимание студенты: речевой комфорт; противопоставление описка (опечатка)/орфографическая ошибка; лексические особенности речи. Выполнение данного задания также позволяет формировать у студентов навыки наблюдения за своей речью и анализа своего речевого поведения.

Литература

1. Атлас новых профессий будущего [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/future/#pens
2. Бреусова Е.И., Руднева О.В. Мнемотехники в развитии орфографической грамотности студентов неязыковых направлений подготовки (на материале описания орфографического портрета первокурсника). Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 66-75.
3. Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2016. № 4. С. 134-142.
4. Горбунова Н.Л., Улитина С.Г. Речевая личность переводчика в ее отношении к речевым компетенциям в научном дискурсе. Индустрия перевода. 2013. № 1. С. 431-436.
5. Ковчина Н.В., Игнатова В.В., Барановская Л.А., Сапрыгина С.А. Социальное взаимодействие в профессиональной сфере: к вопросу о soft skills. Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2017. № 7. С. 44-46.
6. Кондрашова Е.Е. Лексика геймеров. Русская речь. 2013. № 6. С. 55-58.
7. Коренева А.В. Речевой портрет студента-нефилолога. Монография. Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2013. 120 с.
8. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2006. 19 с.
9. Маркелова Т.В., Петрушина М.В. Языковая личность журналиста и ее речевой портрет. Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 4. С. 15-21.
10. Оберемченко Е.Ю. Речевое поведение и личность дипломата в аспекте скрытой прагмалингвистики. Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 125-132.
11. Селиверстова Л.Н., Ковалев В.Э. Штрихи к речевому портрету современной студентки (на материале текстов эссе). Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. № 1. С. 128-131.
12. Чернецова Л.В. Инвестиции в «soft skills» - ключ к успеху. Бизнес и стратегии. 2016. № 4. С. 73-78.
13. Шевченко М.С. Роль речевой культуры в развитии языковой личности студента. Мир педагогики и психологии. 2019. № 4. С. 56-63.
14. Azhayev S.A., Ishigov I.A., Tastemirova B.T. The culture of speech in the medical educational system. Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2018. № 1. P. 81-85.
15. Duskaeva L.R., Konyaeva Yu.M. Types of information portraits in a journalistic discourse. Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. 2017. № 4. P. 131-143.
16. Zyubina I.A., Dzyubenko A.I., Borisenko V.A., Popova O.V., Prokopyev A.I. Implicit linguopragmatic strategies of speech behavior of English-speaking prosecutors. XLinguae. European Scientific Language Journal. 2019. № 4. P. 92-102.
Поступила в редакцию 2020-09-24
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Лингвистика
Страницы
508-513