ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ (Слово живое и мертвое в фильме «Dead poets society»)

  • Феликс Вячеславович Макаричев
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Ключевые слова: лексический запас, официально-деловой стиль, учебно-научный стиль, стиль художественной литературы, латинизмы, сленг, жаргон, книжная лексика

Аннотация

В статье рассматривается использование аутентичного фильма на английском языке для расширения лексического запаса студентов-нефилологов. Работа с лексикой художественного фильма «Dead poets society» позволяет увидеть возможности использования каждого из трех функциональных стилей - официально-делового, научного и стиля художественной литературы. Лексический анализ речи главных героев фильма (официально-делового и научного языка директора и преподавателей школы и художественного - учителя литературы Китинга) помогает раскрыть характер каждого персонажа. Особое внимание уделяется латинизмам в речи преподавателей, как элементу академической традиции в европейской культуре, а также языку художественной литературы, который входит в фильм через цитирование стихотворений поэтов-романтиков. Противопоставление сухого, «мертвого» языка директора и его сторонников и «живого слова» Китинга создает драматическое напряжение и помогает глубже понять суть изображаемого конфликта. В качестве закрепления изученной лексики предлагается письменная творческая работа, расширяющая не только лексический запас, но и общекультурную подготовку студентов.

Литература

1. Атапина М.В. Использование видеоматериалов при обучении лексике на уроках иностранного языка // XIV МНПК «Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи». Махачкала. 2017. С. 17-19.
2. Долгова Н.И. Конкурс поэтического перевода в неязыковом вузе как способ повышения мотивации по изучению иностранных языков // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2019. С. 79-84.
3. Кожевникова Л.Н., Доборович А.Н. Художественный фильм как средство обучения межкультурной коммуникации // Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: материалы докл. и сообщ. межрегион. науч.-метод. конф., Белгород, 8-9 апр. 2003 г.: межвуз. сб. науч. тр. Белгород. 2003. Вып. 3. С. 94-99.
4. Липина Е.А. Применение аутентичных фильмов как способ оптимизации процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестн. Белгородского юридич. Ин-та МВД России. 2014. № 2 (2). С. 69-71.
5. Лопатина Е.В. Методика работы с художественным фильмом «Armageddon» («Армагеддон») на занятиях по английскому языку в вузе // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 10. С. 95-98.
6. Маклакова Е.В., Чертовских О.О. Перспективы развития технологического обеспечения образовательного процесса в высшей школе на примере использования материала художественных фильмов при обучении студентов иноязычной культурологической компетенции // Сборник докладов Международной интернет-конференции «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета». Минск. 2013. С. 390-396.
7. Самарова Л. Р. Использование полнометражных художественных фильмов в обучении иностранному языку // Горизонты образования. 2011. № 3. С. 116-120
8. Самохин И.С., Караванова Л.Ж., Мыльцева М.В. Использование художественных фильмов на занятиях по английскому языку в школе и вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 8. С. 40-50.
9. Чуйкова Е.Р. Особенности перевода субтитрированного кинотекста на материале русского, английского и французского языков [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного иноязычного образования XVI. Записки молодого ученого. Курск: Курск.гос. ун-т, 2020. URL: https://inyaz.kursksu.ru/wp-content/uploads/sites/7/2020/07/Sbornik-2020.pdf
10. Шалобода Л.С., Керимова С.А. Роль художественного фильма в преподавании иностранного языка [Электронный ресурс] // Евразийский Научный Журнал. 2019. № 4. URL: http://journalpro.ru/articles/rol-khudozhestvennogo-filma-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka/
Поступила в редакцию 2020-07-29
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Лингвистика
Страницы
514-520