КОЛЕСО ФАБУЛЫ И ДВИЖЕНИЕ СЮЖЕТА: КАК РАБОТАЕТ МОТИВНЫЙ КОМПЛЕКС У А.П. ЧЕХОВА

  • Елена Александровна Иваньшина
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: мотивный комплекс, шаблон, доктор, следователь, предчувствие, охота, заколдованный круг, театральность

Аннотация

В статье рассматривается сюжетообразующий потенциал инвариантного чеховского шаблона, в котором задействованы парные персонажи - доктор и следователь. На примере нескольких текстов («Perpetuum mobile», «По делам службы», «Драма на охоте», «Следователь», «Палата №6») прослеживается, как работает этот шаблон в разных жанровых контекстах (романтическая новелла, святочный рассказ, детективная повесть) и как эти контексты пересекаются друг с другом. Общими для рассматриваемого ситуативного шаблона являются мотивы предчувствия и заколдованного круга, которые заряжены неоднозначной модальностью и пересекаются с мотивом театральности, который, в свою очередь, связан с профессиональной рефлексией, объединяющей фигуры врача, следователя и писателя. Особое внимание уделяется повести «Драма на охоте», которая актуализируется как метатекст, в котором - на фоне удвоения системы персонажей - образуется дополнительное смысловое измерение охоты как нарративной стратегии. Итоговыми текстами рассматриваемой группы можно считать рассказы «По делам службы» и «Палата №6», в которых через актуализированный мотивный комплекс осмысливается чувство долга и профессиональной вины.

Литература

1. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1993. 304 с.
2. Зубарева В.К. Позиционный стиль Чехова и школа Захарьина // Inskrypcje. Półrocznik, R. VIII 2020, z. 1 (14), pp. 15-20.
3. Иваницкий А.И. Символика «службы» у Чехова и ее смысловые продолжения // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып.30. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. С. 45-54.
4. Кибальник С.А. Чехов и русская классика: Проблемы интертекста. Статьи, очерки, заметки. С-Пб.: ИД Петрополис, 2015. 314 с.
5. Кибальник С А. «Судебный следователь» в русской детективной литературе 1860-1880-х гг. От Александра Шкляревского до Чехова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22, № 3. С. 384-397.
6. Лоскутникова М.Б. Система мотивов в рассказе Чехова «Бабье царство» (в контексте изображения женских характеров в прозаических произведениях писателя второй половины 1880-х - начала 1900-х годов) // Inskrypcje. Półrocznik, R. VIII 2020, z. 1 (14), pp. 21-31.
7. Назиров Р.Г. Достоевский и Чехов: преемственность и пародия // Назиров Р.Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: сборник статей. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 159-168.
8. Фаустов А.А. Авторское поведение А.П. Чехова и проблемы литературной генеалогии // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 30. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. С. 6-24.
9. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: В 18 т. М.: Наука, 1974-1982. Т. 2: [Рассказы. Юморески], 1883-1884. 1975. 584 с.; Т. 3: [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте».], 1884-1885. 1975. 624 с.; Т. 8: [Рассказы. Повести], 1892-1894. 1977. 528 с.; Т. 10: [Рассказы, повести], 1898-1903. 1977. 496 с.
10. Шехватова А.Н. Мотив в структуре чеховской прозы: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. 26 с.
Поступила в редакцию 2020-09-21
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Литературоведение
Страницы
543-550