СЮЖЕТНО-МОТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ БАЛЛАДЫ АКМЕИЗМА

  • Елена Юрьевна Куликова
    • Институт филологии СО РАН
Ключевые слова: баллада, балладность, акмеизм, мотив, сюжет, сюжетно-мотивный комплекс

Аннотация

Рассматриваются сюжетно-мотивные комплексы баллады акмеизма: представлена классификация балладных сюжетов и мотивов, выделено несколько групп «акмеистических» баллад - фантастические, новеллистические, экзотические, исторические и нек. др. Балладные мотивы и сюжеты обработаны акмеистами в соответствии с их творческим «кодексом». Баллады акмеистов открывают часть поэтического мира Серебряного века, неся в себе и традиционные элементы жанра, и черты модернизма. Трансформация баллады в творчестве Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Кузмина, И. Одоевцевой, Г. Иванова, Вс. Рождественского и О. Мандельштама демонстрирует особенности стихотворного рельефа акмеистов. Для классификации были выбраны стихотворения поэтов, представляющих направление достаточно полно, хотя их творчество было рассмотрено не только в рамках Серебряного века. В подборке представлены как «чистые» баллады, так и стихотворения балладного типа, в которых отчетливо проступают «балладные» мотивы и образы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. С. 3-25.
2. Адамович Г. Наши поэты // Новый журнал. Девятнадцатый год издания. Нью-Йорк. Кн. 61. 1960. С. 147-153.
3. Бобрицких Л.Я. «Без боя взятый в плен…»: Трагедия любви в балладах Н. Гумилева // Подъем. Воронеж, 2004. № 9. С. 149-169.
4. Богомолов Н. А. После серебряного века: документы и реконструкции. Проект «Акмеизм» // Новое литературное обозрение. 2002. № 58. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2002/58/akmeiz-pr.html
5. Боровская А.А. жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века: автореф. дис. … докт. филол. наук. Астрахань, 2009. 527 с.
6. Боровская А.А. Эволюция жанровых форм в русской поэзии первой трети ХХ в. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. 260 с.
7. Геллер Л. К описанию экзотизмов. Предложения // Филологические записки. Воронеж: ВГУ, 2008. Вып. 27. С. 5-31.
8. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии / подг. текста и комм. Р.Д. Тименчика. М.: Современник, 1990. 384 c.
9. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. 408 c.
10. Жолковский А.К. Еще раз о мандельштамовском «Ламарке»: Так как же он сделан? // Вопросы литературы. 2000. № 2. С. 150-182.
11. Иванюк Б. П. К проблеме теоретической истории жанра // Автор. Жанр. Сюжет. Калининград: КГУ, 1991. С. 3-10.
12. Ильясова А.А. «Баллада о толченом стекле» И. Одоевцевой: игра с жанровыми канонами // European Social Science Journal. 2013. № 12-1 (39). С. 167-171.
13. Ильясова А.А. «Необаллады» И. Одоевцевой // Кормановские чтения. Статьи и материалы. Редактор и составитель Д. И. Черашняя. Ижевск, 2014. С.153-158.
14. Киплинг Р. Избранные стихи из всех книг. Сост., ред. новых переводов послесл. и прим. В. Бетаки. Б.м.: Salamandra P.V.V., 2011. 331 c.
15. Киршбаум Г. «Валгаллы белое вино…» Немецкая тема в поэзии О. Мандельштама. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 392 c.
16. Куликова Е.Ю. «Заблудившийся трамвай» и корабли-призраки // Филологический класс. 2009. № 22. С. 51-57.
17. Куликова Е.Ю. «И снова скальд чужую песню сложит…»: «морские», «шотландские», «майские» и другие балладные стилизации Георгия Иванова // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5. С. 16-27.
18. Куликова Е.Ю. Немецкое и французское в балладном "сне" Осипа Мандельштама ("На высоком перевале..") // Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. С. 121-130.
19. Куликова Е.Ю. О балладном прочтении ахматовского «В ту ночь мы сошли друг от друга с ума…» («Из цикла “Ташкентские страницы“») // Филологический класс. 2019. № 3 (57). С. 29-34.
20. Куликова Е. Ю. Сюрреалистическое пространство баллады Николая Гумилева "У цыган" // Сибирский филологический журнал. 2020. № 2. С. 72-81.
21. Мерилай А. Эстонская баллада 1900-1940. автореферат дис.. канд. филол. наук: 10.01.03. Тарту: Тарт. ун-т, 1989. 20 c.
22. Мерилай А. Вопросы теории баллады. Балладность // Ученые записки Тартуского университета. Поэтика жанра и образа. Труды по метрике и поэтике. Вып. 879. 1990. С. 3-21.
23. Пахарева Т. А. Акмеистические тенденции в русской поэзии последних десятилетий ХХ - начала XXI в. Дисс. на соиск. уч.ст. докт. филол. наук. Киев, 2005. 420 с.
24. Поляков М. Цена пророчества и бунта (О поэзии XIX века): Проблемы поэтики и истории литературы. М.: Сов. писатель, 1975. 567 c.
25. Поплавская И.А. Диалог поэзии и прозы в сборнике В.А. Жуковского «Баллады и повести» (Статья первая) // Вестник Томского государственного университета. Филология. № 2 (6). 2009. С. 59-77.
26. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Л., 1924. 176 c.
27. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 567 с.
28. Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр. М.: Едиториал УРСС, 2010. 192 с.
29. Эренбург И.Г. Портреты русских поэтов. Л.: РАН и изд. «Наука», 2002. 352 с.
Поступила в редакцию 2020-11-11
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Литературоведение
Страницы
551-563