СЕМАНТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ МИФОЛОГЕМЫ ДЕРЕВА В НАТУРФИЛОСОФИИ П.С. БАХЛЫКОВА

  • Ирина Михайловна Куликова
    • БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Ключевые слова: П.С. Бахлыков, роман «Медвежья падь», мифологема, Мировое древо, Древо жизни, угорская мифология, славянская мифология

Аннотация

B статье рассмотрены семантические варианты мифологемы «дерево» в романе югорского писателя П. Бахлыкова «Медвежья падь», где она выступает одной из доминант формальной и содержательной организации художественного пространства. В натурфилософии автора данная мифологема играет важную роль: она позволяет описать основные параметры бытия и реконструировать универсальную мифопоэтическую концепцию мироустройства. Семантическая структура образа дерева в романе восходит к архетипическим основам мировоззрения русского и хантыйского народов, населяющих Сибирь. В статье анализируются значение и функции реальных природных объектов - таких пород деревьев, как кедр, береза, ель, лиственница, сосна - в мифологии, в формировании сакрального пространства, в культовой практике. Эти деревья являются маркерами священных центров, могут служить символами Мирового дерева и Дерева жизни. Основная роль в романе отведена образу кедра, культ которого получил наибольшее развитие на территории, ставшей объектом описания в произведении.

Литература

1. Абдуллина Л.И. Творческая мастерская: индивидуальный почерк и территориальное самосознание// Геопоэтика писателей Сибири и Алтая: сборник научных статей. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 168 с.
2. Бахлыков П.С. Медвежья падь: Роман. Тюмень: СофтДизайн, 1997. 240 с.
3. Бедарева И.А. Базовые пространственные мифологемы в русской литературе Горного Алтая XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 3. C. 20-22.
4. Бурцева Ж.В. Крайний Север как геополитический образ в литературе малочисленных народов севера Якутии // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2020. Т. 30, вып. 2. С. 337-342.
5. Волдина Т.В. Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации // Финно-угорский мир. 2015. № 4. С. 84-90.
6. Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.-Л.: Изд-во АН, 1937. 80 с.
7. Косарев М.Ф. Образ дерева в мифоритуальной традиции сибирских народов // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Москва, 2006. С. 239-253.
8. Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание. М. 2008. 1147 c. URL: http://www.indostan.ru/ biblioteka/knigi/ 2730/3412_1_o.pdf
9. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. Москва: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 463 с.
10. Платон. Парменид // Сочинения. T. 2. М.: «Мысль», 1970. 611 с.
11. Подвижник из Угута: Бахлыков Петр Семенович: Неопубликованные и малоизвестные страницы творчества. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. 144 с.
12. Полякова Л.В. Филологическая регионалистика как наука: к постановке проблемы // Филологическая регионалистика. 2012. № 2 (8). С. 7-12.
13. Распутин В.Г. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 2. Калининград: «Янтарный сказ», 2001. 640 с.
14. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.: Международные отношения, 2002. 512 с.
15. Шутова Н.И. Дерево в традиционном удмуртском мировоззрении // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011.№ 2. С. 56-71.
16. Gieysztor A. Mitologia Słowian. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2006. 407 s.
Поступила в редакцию 2020-07-13
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Литературоведение
Страницы
608-613