СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ ЦИКЛА РАССКАЗОВ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗОВ ДЖ. МАКГРЕГОРА)

  • Галина Игоревна Лушникова
    • Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
  • Татьяна Юрьевна Осадчая
    • Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
Ключевые слова: произведение малой формы, цикл рассказов, Дж. Макгрегор, ‘narrative of community’, экспериментальные повествовательные стратегии, композиционное единство, двуплановость

Аннотация

Статья посвящена поэтике цикла рассказов - жанру малой художественной формы, в котором классические традиции и экспериментальные повествовательные стратегии используются для экспликации актуальной проблематики современной британской литературы. Помимо относительно небольшого объёма, рассказы характеризуются семантической концентрацией, лакунарностью, «внутренним» психологическим сюжетом, особой тональностью повествования, выразительной системой образов, лирическим звучанием, двуплановостью. Единство цикла рассказов обеспечивается за счет их тематической, стилевой и композиционной общности. Цикл рассказов Дж. Макгрегора That Isn’t the Sort of Thing that Happens to Someone like You повествует о повседневной жизни обитателей восточного района Англии Фенленд (The Fens, Fenland) и может быть отнесен к традиционному для британской литературы жанру ‘narrative of community’. Поэтика цикла рассказов Дж. Макгрегора воплощает практически все современные тенденции развития жанра: широкую палитру тем в рамках актуальной проблематики; яркие психологические портреты и образы; разнообразие типов и форм повествования; использование таких приемов, как двуплановость, контраст на разных уровнях текста, специфическое употребление местоимений, повтор как одно из средств создания смыслового единства цикла.

Литература

1. Капинос Е.В. Малая художественная форма: семантическая концентрация, автоперсонажность, лиризм // Сибирский филологический журнал. 2013. № 1. С. 5-9.
2. Cox A. Liminal Territory in the Fenland Stories of Jon McGregor and Daisy Johnson. Borders and Border Crossings in the Contemporary British Short Story. London: Palgrave Macmillan, 2019, pp. 225-243. DOI: 10.1007/978-3-030-30359-4_13 ·
3. D’hoker E. Linked Stories, Connected Lives: The Lucky Ones as Short Story Cycle. E-rea [Online], 2013, № 10.2. DOI: 10.4000/erea.3230
4. Ganteau J.-M. Vistas of the Humble: Jon McGregor's Fiction. Etudes anglaises, 2015, vol. 68, pp. 170-182. DOI: 10.3917/etan.682.0170
5. Hager B. D. Nomadic Genres: The Case of the Short Story Cycle. Mosaic. 2018, № 51/2, pp. 59-74.
6. Lynch G. Short Story Cycles: Between the Novel and the Story Collection. The Cambridge History of the English Short Story; ed. by D. Head. Cambridge: Cambridge university Press, 2016, pp. 513-529. DOI: 10.1017/9781316711712.031
7. McGregor J. This Isn't the Sort of Thing That Happens to Someone Like You: Stories. London: Bloomsbury, 2012, 252 p.
8. Michael M.C. The Cosmopolitan Potential of Urban England?: Jon McGregor’s If nobody Speaks of Remarkable Things. Twenty-First-Century British Fiction and the City; ed. by M. C. Michael. London: Palgrave Macmillan, 2018, pp. 35-60. DOI: 10.1007/978-3-319-89728-8_3
9. Neal A. Profoundly Ordinary: Jon McGregor and Everyday Life. Contemporary Literature, 2013, vol. 54, №. 4, pp. 720-751. DOI: 10.1353/cli.2013.0046
10. Patea V. The Short Story: An Overview of the History and Evolution of the Genre. Short Story Theories: A Twenty-First-Century Perspective; ed. by V. Patea. Amsterdam-New York: Rodopi, 2012, pp. 1-24.
11. Smith J. J. Locating the Short-Story Cycle. Journal of the Short Story in English [Online], 2011, № 57, pp. 59-79.
12. Tucan G. What is Short Story Besides Short? Questioning Minds in Search of Understanding Short Fiction. Romanian Journal of English Studies, 2014, № 11 (1), pp. 1-8. DOI: 10.2478/rjes-2014-0018
Поступила в редакцию 2020-08-25
Опубликована 2021-07-13
Раздел
Литературоведение
Страницы
628-634