СУЩЕСТВОВАЛО ЛИ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ?

  • Даниил Викторович Пузанов
    • ФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН»
Ключевые слова: сверхъестественное, чудо, природа, прагматизм, скептицизм, естество

Аннотация

В статье анализируется проблема соотношения современной категории «сверхъестественное» с представлениями о явлениях, выходивших за рамки паттернов природы в домонгольской Руси. Отмечается, что, как и в любом донаучном обществе, в Древней Руси не было строгой оппозиции естественное / сверхъестественное. Необычные явления теряли характер «дива», «чуда» даже при их мистическом истолковании. В свою очередь, природные, повторяющиеся явления могли приобретать религиозный смысл. Понятие «естество» было обращено к конкретным объектам окружающего мира, а не к природе в современном значении. В свою очередь, потусторонний мир представлял из себя альтернативное материальному естество. Средневековый скептицизм подпитывался конфликтом ценностей, он не исходил из отрицания мистики как таковой. Основные идеи работы раскрываются в полемике с концепцией «чудесного» В. В. Долгова, в которой противопоставляются мистическое и рациональное средневековое мышление.

Литература

1. Баранкова Г. С., Мильков В. В. Шестоднев Иоана экзарха Болгарского. СПб.: Алетейя, 2001. 972 с.
2. Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. 222 с.
3. Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. М.: Альпина-нон-фикшн, 2020. 496 с.
4. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира Удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 2018. 400 с.
5. Горский А. А. Поход Игоря Святославича на половцев 1185 г. в глазах современников // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. А. П. Новосельцева. М.: Вост. лит., 2000. С. 72-77.
6. Горский В. С. «Срединный слой» картины мира в культуре Киевской Руси // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки). Киев: Наукова думка, 1988. С. 169-176.
7. Дмитриев Л. А. Литература первых лет монголо-татарского ига. 1237 год - конец XIII века // История русской литературы: в 4 т. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. Л.: Наука, 1980. С. 90-125.
8. Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси. Миры повседневности XI-XIII вв. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. 592 с.
9. Долгов В. В. Древняя Русь: мозаика эпохи. Очерки социальной антропологии общественных отношений XI-XVI вв. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 218 с.
10. Долгов В. В. Семиотика чудесного в древнерусском историческом нарративе // Актуальные проблемы источниковедения: материалы VI Междунар. науч.-практич. конф., Витебск, 23-24 апреля 2021 г. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2021. С. 158-161.
11. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон+, 1998. С. 175-231.
12. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. М.: Наука, 1999. С. 7-106.
13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
14. Матвиенко В. А., Щёголева Л. И. Книги временные и образные Георгия Монаха: в 2 т. Т. 1. Ч. 1. Интерпретированный текст Троицкой рукописи. М.: Наука, 2006. 634 с.
15. Новосёлов А. Л. «Бесовские чудеса» волхвов и дела праведников в Повести временных лет // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 4. С. 96-102.
16. Остромирово Евангелие. URL: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/Ostromir_Gospel/index.php
17. Палея Толковая. М.: Согласие, 2002. 650 с.
18. Петрухин В. Я., Полинская М. С. О категории «сверхъестественного» в первобытной культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору: cб. ст. памяти С. А. Токорева. М.: Восточная литература, 1994. С. 164-179.
19. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.
20. Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998. 648 с.
21. Полное собрание русских летописей. Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.: Языки русской культуры, 2000. V-XII, 720 с.
22. Пузанов Д. В. В поисках финно-угорского следа: к вопросу об этничности участников движения волхвов 1071 г. в Ростовской земле // Ежегодник финно-угорских исследований. 2015. № 4. С. 113-123.
23. Пузанов Д. В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX-XIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 480 с.
24. Слова и поучения Серапиона Владимирского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 2000. С. 370-385.
25. Слово о полку Игореве // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век. СПб.: Наука, 2000. С. 254-267.
26. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка: в 3 т. М.: Знак, 2003. Т. 3. 1000 с.
27. Atran S. In Gods We Trust. The Evolutionary Landscape of Religion. Oxford, New York et. c.: Oxford university press, 2002. xi, 250 p.
28. Bloom P. Descartes’ Baby. How the Science of Child Development Explains What Makes Us Human. N.Y.: Basic Books, 2005. 274 p.
29. Castro E. V. de Cosmological Deixis and Amerindian Perspectivism // The Journal of the Royal Anthropological Institute. 1998. Vol. 4. № 3. Sep. P. 469-488.
Поступила в редакцию 2021-04-12
Опубликована 2021-08-25
Раздел
Дискуссии
Страницы
823-832