РАЦИОНАЛЬНОЕ И НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ В МЫШЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

  • Вадим Викторович Долгов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Древняя Русь, история мышления, Ян Вышатич

Аннотация

Статья - полемический ответ на работу Д. В. Пузанова, посвящённую образу мышления человека раннего русского средневековья. По мнению автора, в древнерусской интеллектуальной среде культивировался специфический образ мышления. Для этого образа мышления был характерен мистицизм, иррационализм и апелляция к понятию чудесного. Вместе с тем в древнерусских источниках можно встретить персонажей, размышляющих рационально. Это герои «Повести временных лет» и «Киево-Печерского патерика»: воевода Ян Вышатич, боярин Василий и князь Глеб. Их образ мысли далёк от методологии современного научного мышления, однако он тоже может считаться рациональным. В этом заключается основная полемическая идея автора, направленная против выводов Д. В. Пузанова, считающего, что сходство средневекового «рационализма» с настоящим рациональным мышлением лишь поверхностное.

Литература

1. Послание Климента Смолятича // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. XII век. СПб.: Наука, 1997. С. 118-141.
2. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. 602 с.
4. Леви-Строс К. Первобытное мышление / пер. А. Островского. М.: ТЕРРА, Книжный клуб; Республика, 1999. 392 с.
Поступила в редакцию 2021-05-22
Опубликована 2021-08-25
Раздел
Дискуссии
Страницы
833-837