ПОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА (НА МАТЕРИАЛЕ РЕКЛАМЫ ТОВАРОВ ЭЛИТНЫХ БРЕНДОВ В ПРИЛОЖЕНИИ INSTAGRAM)

  • Елена Александровна Савочкина
    • ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Ключевые слова: речевой жанр, вторичный речевой жанр, жанровое поле, ядро жанрового поля, периферия жанрового поля

Аннотация

В статье предпринята попытка описания одного из жанров рекламного дискурса - рекламы товаров элитных брендов на платформе Instagram - в русле теории речевых жанров. Исследование опирается на следующие положения теории: все коммуникативные явления могут быть описаны на основании первичности/ вторичности; любой речевой жанр имеет полевую структуру. Поле состоит из ядра, представленного признаками, противопоставляющими данный речевой жанр другим жанрам, и периферии, представленной общевидовыми признаками. Полевые признаки речевого жанра реализованы разноуровневыми единицами языка, сгруппированными вокруг инвариантного содержания, диктуемого жанру предметом и целью коммуникации. Жанровые признаки рекламы элитных брендов на платформе Instagram представлены нами в виде полевой модели, где ядерными признаками выступают игра слов, высокая экспрессивность лексики и аллюзивность, направленные на создание положительного имиджа элитных товаров. Периферия поля делится нами на ближнюю (общую для всех жанров рекламы в сетевых приложениях) и дальнюю (представленную общевидовыми признаками рекламы). Признаками ближней периферии мы считаем мгновенность и повсеместность доступа, интерактивность. В качестве признаков дальней периферии были выделены информативность, оценочность, побудительность и креолизованность.

Литература

1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
3. Ахманова О.С. Поле // Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия,1969. С. 334.
4. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 249 с.
5. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. 1997. № 1. С. 109-121.
6. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов, 2000. 248с.
7. Дементьев В.В. О методике представления речевой картины современности через посредство речевых жанров // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 189-194.
8. Дементьев В.В. О типологии речевых жанров в связи со сферами речевой коммуникации и без такой связи // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6, № 3. С. 630-644.
9. Дементьев В.В. Общие проблемы теории речевых жанров // Жанры речи. 2019. № 1 (21). С. 6-21.
10. Карасик В.И., Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое воздействие // Ученые записки, 2010. № 1. С. 123-126.
11. Москвин В.П. Аллюзия как фигура интертекста // Электронный научно- образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 1 (28). Январь 2014. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1389778094.pdf
12. Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2004. 176 с.
13. Салимовский В.А., Яруллин Д.В. О тождестве речевого жанра // Жанры речи. 2017. № 2 (16). С. 151-159.
14. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3. С. 40-51.
15. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
16. Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания, 1997. № 5. С. 102-120.
17. Шмелёва Т.В. Культура речи. В.Новгород,1998. 80с.
18. Black tie. URL: https://www.instagram.com/p/BqkT1vqg-Y3/
19. Go jacquard. URL: https://www.instagram.com/p/BvuUBBBlLSb/
20. Green eye monster. URL: https://www.instagram.com/p/Bjm8JZGnRQ4/
21. Hebel U.J. Towards a Descriptive Poetics of Allusion // Intertextuality. Research in Text Theory /Untersuchungen zur Text theorie / Ed. H.F. Plett. Vol. 15. Berlin & New York, 1991. 139 p.
22. Herring S.C. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Discourse // Language@Internet. 2007. № 4. Article 1. URL: https://www.researchgate.net/publication/31590573
23. Miner E. Allusion // The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton Univ. Press, 1993. 1678 p.
24. One for all. URL: https://www.instagram.com/p/BgCYC0ygfNt/
25. Prince Charming. URL: https://www.instagram.com/p/Bi7MMKOHiia/
26. Roll out the red carpet! URL:https://www.instagram.com/p/BqaOTVEHqk6/
27. Sheer Matte. URL: https://www.instagram.com/p/B7S1L36AsbG/
28. Wear and where. URL: https://www.instagram.com/p/Biveep7HRR3/
Поступила в редакцию 2021-06-23
Опубликована 2021-10-28
Раздел
Лингвистика
Страницы
997-1004