О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ РАБОТЫ С НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫМИ ТЕКСТАМИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА НЕЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

  • Галина Александровна Грызлова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: дискурсивная компетенция, нелингвистический факультет, археологический дискурс, информационное содержание археологического материала, формы реализации, самостоятельная работа студентов

Аннотация

Актуальность обращения к проблеме формирования профессиональных и коммуникативных компетенций специалистов определяется не только соответствующими государственными образовательными стандартами (ФГОС ВО) последнего поколения, но и познавательными потребностями и интересами студентов-магистрантов. Статья сосредоточена на важности развития дискурсивной компетентности, как части иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических факультетов в процессе изучения немецкого языка. Ведущей стратегией подготовки будущих специалистов становится компетентностный подход. Для достижения определенного уровня владения дискурсивными компетенциями необходимо научить студентов-магистрантов владеть определённым количеством профессиональной лексики и сформировать умения понимать, выделять, структурировать и применять лексические, грамматические ресурсы немецкого языка; определять жанры текстов, прогнозировать.

Литература

1. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. Вып. 1. 212 с.
2. Гальперин. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука,. 1981. 138 с.
3. Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю. Формирование исследовательской компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе научно-исследовательской деятельности // Подготовка педагога основного общего образования: вызовы времени и стратегии реализации: Сб. науч. тр. / под ред. Р.А. Валеевой. Казань: Отечество, 2017. С. 84-89.
4. Гринев-Гриневич С.В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь. М., 2008.
5. Грызлова Г.А. Коммуникативно-прагматические характеристики археологического дискурса (на материале научной статьи): Дис. канд. филол. наук, Удмуртский гос. ун-т, Ижевск, 2006. 148 с.
6. Евстигнеева И.А. Формирование дискурсивной компетенции студентов языковых вузов на основе современных интернет-технологий // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 74-82.
7. Искандеров О. Иноязычная профессиональная компетентность //Высшее образование в России. М., 1999. №6. С. 53-54.
8. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1972. С. 90-96.
9. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Прогресс, 1975. С. 218.
10. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, структура, методы. М., 2009.
11. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та, 1998. 200 с.
12. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
13. Новоселов М.Н. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике уровнего образования (бакалавриат и магистратура) // Фундаментальные исследования. 2013. С. 1236-1239.
14. Суперанская А.В., Подольская Н.В., Васильева Н.В. Общая терминология: Вопросы теории. М., 2009.
15. Текст: теоретические основания и принципы анализа: учеб.-науч. пос. / под ред. проф. К. А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2011. 464 с.
16. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Изд-во «ИКАР», 2007. 480 с.
Поступила в редакцию 2021-06-21
Опубликована 2021-10-28
Раздел
Лингвистика
Страницы
1034-1040