«НЕТЕРПЕЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК» РАСКОЛЬНИКОВ И ТАИНСТВЕННАЯ РОССИЯ (О ЛИТУРГИЧНОСТИ «ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО)

  • Галина Владимировна Мосалева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: храмовая поэтика, роман «Преступление и наказание», литургичность, образ Христа, герой-нетерпеливец

Аннотация

«Преступление и наказание» рассматривается в статье с точки зрения храмовой поэтики, воплощающей универсальную модель догмато-мистического ортодоксального мироучения. Это позволило установить связь романа с православным богослужением. «Литургичность» романа обнаруживает себя через поэтизацию церковных служб и таинств, среди которых особое символическое значение имеют Исповедь и Причастие, отраженные в сюжете Мармеладова. В центре романа, его самым тáинственным Образом оказывается Христос. Достоевский «воспроизводит» евангельский Образ Христа через литургическое «слушание» притчи о воскресении Лазаря. С иконографией Образа Христа связан «проходящий» через весь роман образ священника . Литургичность «Преступления и наказания» подкрепляется многочисленными евангельскими образами, в частности аналогией комнаты-гроба Раскольникова с жилищами бесноватых, поэтикой новозаветных имен и названий. Особо значимым субстанциальным образом «Преступления романа» является образ православной церкви с ее сияющим куполом, с которой Раскольников пытается разорвать все связи. Озлобленность «духовного нетерпеливца» растворяется в Божественной любви, проявляющейся через отношение к нему близких, через литургическое сопровождение героя христианскими символами вплоть до Эпилога, наиболее повторяющимися из которых являются образы креста, иконы, лампадки, молитвы; мотивы крестного знамени, материнского благословения, добровольного принятия на себя чужой вины. Изучение «Преступления и наказания» в контексте храмовой поэтики позволило выявить трансисторичность литургических сюжетов. Ярким примером, в частности, является «зарайский сюжет», связанный с красильщиком-рязанцем Миколаем, воспроизводящий образ евхаристической Чаши как единства во Христе и жертвенной Любви. «Зарайский сюжет» связывает «Преступление и наказание» с трагическими событиями XIII в., с рязанским циклом повестей о Николае Заразском, сообщающих о Батыевом нашествии и гибели за веру рязанцев, являя в их лице народный идеал. Литургичность «Преступления и наказания» усиливается скрытым автобиографическим сюжетом, превращающим первый из пяти романов Достоевского в роман-покаяние.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Полное соб. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973.
2. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. URL: http://bible.optina.ru/new:mf:08:28
3. Иустин, преп. (Попович) Философия и религия Ф.М.Достоевского. Минск: Издатель Д.В. Харченко, 2008. 311 с.
4. Касаткина Т. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2003. Т. 11. С. 81-89.
5. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце ХХ века. М.: Классика плюс, 1995. С. 67-136.
6. Кошемчук Т. «Просто наплевал бы на кого-нибудь, укусил бы…»: зло в природе Раскольникова // Кошемчук Т.А. Русская литература в православном контексте. СПб.: Наука, 2009. 279 с.
7. Криницын А.Б. Образ Хромоножки в перспективе мотивной структуры романов Достоевского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2010. № 3. С. 54-69.
8. Лебедев Григорий, сщмч. URL: https://royallib.com/read/lebedev_grigoriy/tolkovanie_na_evangelie_ot_marka.html#75447
9. Мейер Г.А. Свет в ночи (о «Преступлении и наказании»). Опыт медленного чтения // Посев. Франкфурт на Майне, 1967. 514 с.
10. Мосалева Г.В. Храмовый космос Достоевского: pro et contra // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 265-271.
11. Мочульский К. Жизнь и творчество Достоевского http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/bio/mochulskij-dostoevskij-zhizn-i-tvorchestvo/index.htm
12. Нейчев Н. Таинственная поэтика Достоевского. Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2010. 315 с.
13. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа на славянском и русском языках. СПб.: Синодальная типография, 1896. 1121 с.
14. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Худ. лит., 1981. 616 с.
15. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб.: Академический проект, 2001. 184 с.
16. Страхов Н.Н. «Преступление и наказание». Роман в шести частях с эпилогом. Ф.М.Достоевского // Возвращенная критика XIX века. Антология. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. С. 267-300.
17. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! Гряди вон. Роман Достоевского «Преступление и наказание в современном прочтении». СПб., 2005. 460 с.
18. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце ХХ века. М.: Классика плюс, 1995. С. 167-188.

Поступила в редакцию 2021-05-17
Опубликована 2021-10-28
Раздел
Литературоведение
Страницы
1050-1060