УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНА «АДАПТАЦИЯ» И ЕГО ПРОИЗВОДНЫХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ НА РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

  • Оксана Вячеславовна Кожевникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Анна Алексеевна Чернова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: адаптация, адаптивность, адаптируемость, адаптированность, когнитивно-лингвистический анализ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования семантико-синонимического поля концепта «адаптация». Сопоставляется частота встречаемости данного термина и его производных в научных периодических публикациях на русском и английском языках, представленных в открытых базах данных eLIBRARY.RU и Semantic Scholar. Установлено, что для обеих выборок характерно преобладание журнальных статей, содержащих наиболее широкий из рассматриваемых термин «адаптация» / «adaptation» («adjustment»). Приводятся результаты когнитивно-лингвистического анализа содержания русскоязычных понятий: «адаптация» выступает максимально широким термином, определяющим и процесс, и результат приспособления индивида к среде, а три его производных являются более узкими по своему значению. Сформулировано общее определение понятия «адаптация» для русскоязычных текстов психологической тематики, анализируются определения понятий «адаптивность», «адаптируемость», «адаптированность». Планируется проведение когнитивно-лингвистического анализа рассмотренных категорий на материале англоязычных публикаций.

Литература

1. Верозуб А.С. Адаптированность и темперамент студентов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 106-113.
2. Вислова А.Д. Социальная адаптация молодежи в современных реалиях // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 6. С. 109-114.
3. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс // Вестник Брянской ГСХА. 2018. № 1(65). С. 64-68.
4. Доржеева А.А. Контент-анализ феномена адаптации // Педагогический имидж. 2020. № 3 (48). С. 346-356.
5. Кодоева А.Ч. Сущность и содержание проблемы адаптации курсантов к обучению в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 88-91.
6. Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В., Милюкова Ю.Д. Психофизический тренинг как способ социально-психологической адаптации курсантов образовательных организаций МВД России // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2. С. 106-109.
7. Магомедова М.Г. Адаптивность в стратегии развития образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 134-138.
8. Маутиева А.Ж., Игибаева А.К. Методы изучения социальной адаптации студентов в инокультурной среде // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 3-4(35). С. 127-131.
9. Петанова Е.И., Лю Ц. Взаимосвязи адаптированности и когнитивно-поведенческих качеств личности (на примере российских и китайских студентов-первокурсников) // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 2. С. 59-66.
10. Рогова Е.Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии // Научный альманах. 2018. № 12-2(50). С. 205-207.
11. Фатыхова Р.М., Иванченко Т.П., Зайнуллин А.М. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 6(73). С. 59-70.
12. Чибисов В. В. Категория адаптивности в научном дискурсе // Евразийский союз ученых. 2016. № 2-4(23). С. 145-149.
13. Чихачев М.В., Поликанов А.В. Адаптивность личности как интегративная особенность адаптации курсантов к обучению в военных институтах внутренних войск МВД России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. № 6(3). С. 497-503.
14. Online Etymology Dictionary [Electronic Resource]. URL: https://www.etymonline.com/word/adaptation (дата обращения: 20.02.21).
15. Simonet G. The concept of adaptation: interdisciplinary scope and involvement in climate change // S.A.P.I.EN.S [Online]. 2010. № 3.1 [Electronic Resource]. URL: http://journals.openedition.org/sapiens/997 (дата обращения: 20.02.21).
Поступила в редакцию 2021-03-31
Опубликована 2021-12-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
1241-1246