МОСТЫ, РАЗБОЙНИКИ, НИЩИЕ (ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОЙ ТРАДИЦИИ РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА)

  • Владимир Анатольевич Коршунков
    • ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Ключевые слова: дорожная традиция, повседневная жизнь, дорожное движение, дорожные мосты, разбойники, нищие

Аннотация

«Культура дороги», «традиционная культура путешествия», «дорожная традиция» России, обстоятельства дорожных передвижений в Российской империи стали изучаться историками и другими специалистами лишь в недавнее время. Однако эта тематика важна, поскольку она позволяет лучше понять, каким образом было организовано дорожное движение в дореволюционной России, с какими трудностями и опасностями оно было сопряжено. Шаткие, ненадежные мосты на дорогах и постоянные нападения разбойников - два существенных обстоятельства, затруднявших дорожные передвижения. Внимание в этой статье обращается на те разбойные нападения, которые происходили у мостов. Таких случаев в XVIII - начале XX в. засвидетельствовано немало. Эту тему можно изучать, используя разнообразные нарративные источники (прежде всего, мемуары), привлекая некоторые архивные документы, интерпретируя также те беллетристические тексты, которые создавались с ориентацией на достоверность (например, по детским воспоминаниям автора). Дорожные мосты располагались в низких местах и оврагах, где путь становился узким. Мосты нередко находились в дурном состоянии. Путешественники были вынуждены притормаживать и даже выходить из своих повозок. Именно там для разбойников нападать было удобнее. С другой стороны, мост как мифологически значимая точка на пути связывался в народном представлении с «нечистой силой». А разбойники в старину воспринимались народом подобно колдунам и «нечисти». И не только разбойники, но также нищие обычно скапливались у мостов. У профессиональных нищих и разбойников было немало общего. В целом, получается, что в народной культуре мифологическое (образ разбойника в мифологических повествованиях и фольклоре) может хорошо соответствовать прагматическому (выбор мест для нападений).

Литература

1. Акельев Е. Повседневная жизнь воровского мира Москвы во времена Ваньки Каина. М.: Молодая гвардия, 2012. 416 с.
2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.: Фаир-Пресс, 1999. 336 с.
3. Березкин Ю. Е., Дувакин Е. В. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: аналитический каталог. URL: http://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 27.04.2022).
4. Борисов Н. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Молодая гвардия, 2010. 440 с.
5. Брусиловский Н. Древнейшая переправа // Историк. 2019. № 2 (50). С. 72-75.
6. Васильев М. И. Факторы формирования облика русских дорог в X - начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2013. № 3. С. 125-135.
7. Васнецов Н. М. Материалы для объяснительного областного словаря вятского говора. Вятка: Губ. тип., 1907. 357 с.
8. Виноградова Л. Н. Мост // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 2004. Т. 3. С. 303-307.
9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. Т. 2. 779 с.
10. Е. К. [Косарева Е. М.] Конная и пешая беда: очерки из жизни крестьян северных губерний XVIII века // Исторический вестник. 1905. Т. 102. С. 98-123.
11. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок: ок. 1200 пословиц и поговорок. 5-е изд. М.: Русский язык, 1993. 537 с.
12. Иванов Е. П. Меткое московское слово. М.: Московский рабочий, 1982. 320 с.
13. Коршунков В. А. Греколатиника: классика в отражениях. 2-е изд., перераб. М.: Неолит, 2022. 536 с.
14. Коршунков В. А. «Дорога? Мост на ней уж подлинно живой…»: дорожные мосты дореволюционной России // Региональный фактор модернизации России XVIII-XX вв.: сб. науч. ст. / отв. ред. В. В. Алексеев. Екатеринбург: УИПЦ, 2013. С. 293-299.
15. Коршунков В. А. Дорожная традиция России: поверья, обычаи, обряды. М.: Форум, 2015. 240 с.
16. Коршунков В. А. «Есть у нас порох и дробь… к тебе зайтить в дом…»: опыт борьбы с грабителями и рэкетирами в конце XVIII века на Вятке и Каме // Родина. 2018. № 12. С. 130-133.
17. Коршунков В. А. Камские абордажи атамана Гурьки // Родина. 2019. № 8. С. 112-115.
18. Коршунков В. А. Мосты на вятских дорогах в XIX - начале XX века // Герценка: вятские записки / сост. Н. П. Гурьянова; науч. ред. В. А. Коршунков. Киров, 2013. Вып. 24. С. 53-59.
19. Коршунков В. А. На дорогах и по рекам: разбойники и память о них в Вятском крае // Вестник гуманитарного образования. 2021. № 1 (21). С. 34-48.
20. Коршунков В. А. Почему братья пошли в разбойники? История шайки, орудовавшей на Каме в первой половине XIX века // Родина. 2021. № 9. С. 128-129.
21. Левкиевская Е. Е. Разбойник // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. С. 391-395.
22. Матвеев А. В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья: (XIX - первая треть XX в.). Омск: Изд-во ОмГПУ; Изд. дом «Наука», 2010. 230 с.
23. Мордовцев Д. Разбойники России. М.: Евроросс, 1991. 247 с.
24. Неклюдов С. Ю. Мосты, река и берега: от мифа к поэтике // Новое литературное обозрение. 2022. № 2 (174). С. 254-275.
25. Осокин М. Народный быт в северо-восточной России. Записки о Малмыжском уезде (в Вятской губернии) // Современник. 1856. Т. 59. Отд.: Смесь. С. 57-83; Т. 60. Отд.: Смесь. С. 1-40, 179-214.
26. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь: вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. М.: В университетской тип., 1850. Ч. 1-2. 154 + 134 с.
27. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. [СПб.]: Тип. II отделения собственной его императорского величества канцелярии, 1830. Т. 20. 1034 с.
28. Сандалюк О. Н. «Описание уездных городов, почтовых станций, дорог…» (из рапорта чиновника, 1828 год): опыт историко-литературного комментария // Михайловская пушкиниана: сб. ст. науч. сотрудников музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» / науч. ред. В. С. Бозырев. М.: Междунар. центр науч. и технич. информации, 1999. Вып. 3. С. 50-62.
29. Сироткин А. Лихие люди на Каменном мосту // Родина. 2016. № 9. С. 102-105.
30. Словарь русских народных говоров / гл. ред. Ф. П. Филин. Л.: Наука, 1982. Вып. 18. 367 с.
31. Худяков М. Г. Предания о разбойниках в г. Малмыже // Тр. Вятской ученой архивной комиссии. 1916. Вып. 1-2. Отд. 3. С. 61-64.
32. Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО).
33. Шокарев С. Повседневная жизнь средневековой Москвы. М.: Молодая гвардия, 2012. 476 с.
34. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.
35. Яковенко И. Г. Цивилизация и варварство в истории России // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С. 87-97.
36. Edsman C.-M. Bridges // Encyclopedia of religion. 2nd ed. / editor in chief L. Jones. Detroit [et al.]: Thomson Gale, 2005. Vol. 2. P. 1048-1052.
37. The types of the folktale: a classification and bibliography Antti Aarne’s Verzeichnis der Märchetypen (FFC. № 3) / transl. and enl. by S. Thompson. Helsinki, 1981. (Folklore Fellows Communications. № 184). 588 p.
Поступила в редакцию 2022-05-10
Опубликована 2022-12-23
Раздел
Статьи
Страницы
1160-1167