ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СЕТЬ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ФАКТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПОРЕФОРМЕННОГО КУПЕЧЕСТВА

  • Константин Алексеевич Абдрахманов
    • ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: повседневный труд, железная дорога, пути сообщения, доставка товаров, транспорт, производство хлеба, паровые мельницы

Аннотация

Исследование освещает воздействие уровня развития дорожно-транспортных коммуникаций на прибыльность и комфорт предпринимательской деятельности оренбургских купцов во второй половине XIX - начале ХХ в. Новым в работе представляется то, что состояние транспорта и путей сообщения в контексте трудовой повседневности оренбургского пореформенного купечества ранее не становилось отдельным предметом анализа. В статье показано, что введение в строй железнодорожных линий Оренбург - Самара и Оренбург - Ташкент значительно улучшило условия труда местных предпринимателей, разнообразив перечень сфер инвестиций. В первые пореформенные десятилетия товары оренбургских купцов попадали на рынки европейской части России и в города Средней Азии по системе почтовых дорог и маршрутам торговых караванов, соответственно. Характеристики самих транспортных артерий и местности, по которой они пролегали, не позволяли купцам экономить средства на скорости доставки, перевозить большие объемы продукции, а также не давали гарантий сохранности груза. С конца 70-х гг. XIX в. оренбургские хлебопромышленники, получившие возможность поставлять свой товар в другие регионы страны, приступили к строительству паровых мукомольных мельниц, а в городах губернии стала стремительно развиваться сфера услуг.

Литература

1. Алекторов А. Е. История Оренбургской губернии. Оренбург: Тип. Б. Бреслина, 1883. 128 с.
2. Барсукова М. А. Мукомольная промышленность Урала во второй половине XIX века // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX в.): межвуз. сб. науч. ст. Барнаул: [б. и.], 1995. С. 106-121.
3. Билярский И. С. Пути сообщения в Оренбургском уезде // Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 год. Оренбург: [б. и.], 1870. С. 217-235.
4. Бочкарева И. Б. Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана // Известия Алтайского государственного университета. 2019. № 5 (109). С. 33-38.
5. Бурлуцкая Е. В. Нежинские греки Захо. От Оренбурга до Ташкента // Купечество оренбургское. Сб. статей под ред. Е. В. Бурлуцкой. Вып. 2. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2017. С. 14-18.
6. Весновский В. А. Иллюстрированный путеводитель по Уралу. Екатеринбург: Тип. «Уральской жизни», 1904. 598 с.
7. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России от Петра Великого до настоящего времени / пер. с нем. А. В. Брауде; под ред. Ю. Д. Филипова. Челябинск: Социум, 2017. 425 с.
8. Гельмгольц О. Оренбургский меновой двор // Изв. Оренбургского отдела Императорского русского географического общества. Вып. 3. 1894. С. 33-53.
9. Две брошюры о среднеазиатской железной дороге // Вестник Европы. 1879. № 5. С. 377-392.
10. Загорский К. Я. Наша железнодорожная тарифная политика. СПб.: Пушкинская скоропечатня, 1910. 82 с.
11. Кальмина Л. В. Проекты железнодорожного строительства в планах интеграции Забайкалья в сибирское экономическое пространство в последней трети XIX в. // Изв. Иркутского гос. ун-та. Сер.: История. 2017. Т. 21. С. 82-88.
12. Катасонов В. Ю. Пора возвратиться домой! Становление капитализма в России как история «экономических провалов». По воспоминаниям русского промышленника и купца Василия Александровича Кокорева. М.: Издательство «Родная страна», 2017. 536 с.
13. Михайлов М. Оренбургские письма для желающих ознакомиться с Оренбургом, Орском, Троицком, Фортом Александровским и дорогою через Киргизскую степь до Форта № 1. СПб.: Тип. Н. Тиблена и ком., 1866. 110 с.
14. Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО). Ф. 6. Канцелярия оренбургского военного губернатора; Ф. 10. Канцелярия оренбургского гражданского губернатора; Ф. 41. Оренбургская городская управа; Ф. 155. Торговый дом «Алексей Зарывнов с сыновьями».
15. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. Р-290. Личный фонд М. И. Альбрута.
16. Оренбург-железнодорожный узел // Известия Оренбургского Городского Общественного Управления. 1912. № 2. С. 1-14.
17. Оренбургский листок. 1904. 29 февр.
18. Парфенова С. А. Вклад купца А. А. Лещева и инженера В. А. Щицинского в строительство железной дороги в г. Шадринске в начале ХХ в. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 9(65). С. 78-82.
19. По следам караванов. Оренбургским железнодорожным мастерским - 110 лет // Аргументы и факты. 2015. 15 янв.
20. Семенов В. Г., Семенова В. П. Губернаторы Оренбургского края. Оренбург: Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева, 2014. 448 с.
21. Современная хроника России // Отечественные записки. 1857 г. Т. 3. № 3-4. С. 1-20.
22. Столпянский П. Н. Город Оренбург: материалы к истории и топографии города. Оренбург: Оренб. губ. тип., 1908. 399 с.
23. Тимофеев А. А. Строительство Транссиба и динамика социальной структуры населения на Южном Урале (1891-1914 гг.) // Вестник ЮУрГУ. 2007. №8 (80). С. 40-42.
24. Трохимовский Н. А. Офени // Русский вестник. 1866. № 6. С. 559-593.
25. Фролов Д. А. Из истории строительства Забайкальской железной дороги (станции Верхнеудинск) // Вестн. Восточно-Сибирского гос. ин-та культуры. 2019. № 1(19). С. 5-11.
Поступила в редакцию 2021-11-23
Опубликована 2022-12-23
Раздел
Статьи
Страницы
1209-1221