ПРАКТИКИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (НА МАТЕРИАЛАХ ТАТАРСКОЙ АССР)

  • Дарья Алексеевна Пинаева
    • ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет»
Ключевые слова: интернациональное воспитание, пролетарский интернационализм, межнациональные отношения, советский народ, лекционная пропаганда, Татарская АССР

Аннотация

Статья посвящена изучению форм, методов и идейного содержания работы по интернациональному воспитанию и пропаганде национальной и международной политики в СССР в конце 1970-х - 1980-е гг. Основой для написания работы стало изучение советской, российской и зарубежной литературы, содержащей различные методологические подходы, нормативных актов и широкого спектра архивных документов. На основе анализа идей и практик интернационального воспитания сделан вывод о том, что масштабный проект интернационального воспитания в СССР включал усвоение населением знаний о внешней и внутренней политики государства, привитие убеждений в гуманистическом характере этой политики и вовлечение населения в интернациональную деятельность, в том числе путем включения интернациональных практик в трудовую деятельность. Вместе с тем, показано, что дуалистичность целей интернационального воспитания, с одной стороны, пропагандирующего равенство всех народов СССР и всемерную поддержку мирных инициатив, а с другой стороны - необходимость формирования единой общности советских людей при ведущей роли русского народа, а также формирование готовности к защите Отечества и борьбе с империализмом, вызывала противоречия в сознании граждан и приводила к отходу от поля официальной пропаганды. Негативное влияние на реализацию практик интернационального воспитания оказало то, что даже в конце 1980-х гг. общественные просветительские организации не смогли перейти к независимому освещению национальных и международных проблем и нивелировать идеологическую составляющую в своей работе.

Литература

1. Абрамов Р. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики // Время, вперед! Культурная политика в СССР. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, М., 2013. С. 161-177.
2. Айталиев А. А. Социализм и интернациональное воспитание масс: (Из опыта интернационального воспитания народов, миновавших капитализм). Алма-Ата: Казахстан, 1979. 163 с.
3. Балтрунас В. С. Патриотическое и интернациональное воспитание молодых тружеников. М.: Профиздат, 1977. 78 с.
4. Борзенков А. Г. Политизированная аналитическая и дискуссионная деятельность молодежи на востоке России: возможности и пределы студенческой самодеятельности (1961-1991 гг.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 1. Вып. 3: История. Новосибирск. 2002. C. 71-79.
5. Вопросы, заданные внештатным и штатным лекторам Правления Всесоюзного общества «Знание» по проекту ЦК КПСС к XXV съезду партии. // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9547. Оп. 1. Д. 2517.
6. Градскова Ю. Интернациональное воспитание и позднесоветская солидарность с Чили и латинской Америкой - между геополитикой, протестом и самореализацией? // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011. № 3. С. 118-142.
7. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 19.09.1989 г. «О национальной политике партии в современных условиях» // Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сент. 1989 г. М.: Политиздат, 1989. С. 13-43.
8. Документы о работе комиссии по межнациональным отношениям и интернациональному воспитанию за 1990 г. // Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 959.
9. Документы о работе научно-методической комиссии по пропаганде марксистско-ленинской теории и исторических знаний за 1987-1990 гг. // НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 916.
10. Информации, справки горкомов, райкомов КПСС о проведении кампании по сбору подписей под новым Стокгольмским воззванием Всемирного Совета Мира за прекращение гонки вооружений, за 1976 г. // Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Ф. 15. Оп. 8. Д. 153.
11. Микаберидзе А. А. Интернациональное воспитание студентов. М.: Изд-во МГУ, 1979. 46 с.
12. Нахушев В. Ш. Воспитание патриота-интернационалиста. Ставрополь: Кн. изд-во, 1979. 79 с.
13. Отчет о деятельности народных университетов за 1970/1971 уч. год. // ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 7. Д. 941.
14. Отчет о работе научно-методического совета по пропаганде знаний среди молодежи за 1978 г. // НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 728.
15. Отчеты о заграничных поездках членов Правления Татарской республиканской организации общества «Знание» // НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 872.
16. Отчеты о работе Совета председателей первичных организаций г. Казани за 1983-1984 гг. // НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 829.
17. Панфилова Т. С. Интернациональное воспитание. М.: Знание, 1971. 64 с.
18. Постановление ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования СССР» // Об идеологической работе КПСС. Сб. документов. М.: Политиздат,1977. С. 354-357.
19. Постановление ЦК КПСС от 27.02.1978 «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988). 9-е изд. Т. 13: 1976-1980. М.: Политиздат, 1987. С. 231-234.
20. Программа КПСС. М.: Политиздат, 1986. 78 с.
21. Протокол заседания президиума Правления Татарской республиканской организации общества «Знание». // НА РТ. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 912.
22. Справки горкомов, райкомов КПСС о внедрении в быт новых советских праздников. // ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 8. Д. 1024.
23. Справки ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова об отношении ученых автономных республик Поволжья к вопросу происхождения татар // ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 10. Д. 260а.
24. Справки обкома КПСС об откликах трудящихся на завершение общеевропейского совещания в г. Хельсинки и совместный советско-американский эксперимент в космосе // ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 7. Д. 2034.
25. Степанян Ц. А. Пятидесятилетие образования СССР и коммунистическое будущее человечества // Братство народов и интернациональное воспитание. Ташкент: б.и., 1974. 266 с.
26. Тарасенко Н. И. Новая социальная и интернациональная общность людей. М.: Знание, 1980. 48 с.
27. Усманов И. И. Партийная учеба и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистан, 1976. 101 с.
28. Фирсов Б. М. Разномыслие в СССР. 1940-е - 1960-е годы. История, теория, практики. СПб.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге: Европейский Дом, 2008. 544 с.
29. Шайхова Х. А. Коллективный труд и интернациональное воспитание // Братство народов и интернациональное воспитание. Ташкент: Ташк. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1974. С. 254-258.
30. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение / пер. с англ. М.: Новое лит. обозрение, 2014. 604 с.
31. Koivunen P. The 1957 Moscow Youth Festival: Propagating the New Peaceful Image of the Soviet Union. // Soviet State and Society under Nikita Khrushchev. London: Routledge, 2009. Pp. 46-62.
32. Kulski W. Peaceful Co-Existence: An Analysis of Soviet Foreign Policy. Chicago, 1959. 686 p.
33. Rosslyn W. Peace education in the Soviet Union // The making of the Soviet Citizen (Character Formation and Civic Training in Soviet Education). London, 1987. 251 p.
Поступила в редакцию 2021-09-05
Опубликована 2022-12-23
Раздел
Статьи
Страницы
1251-1262