СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МАРИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ. МИФ В АКТУАЛИЗАЦИИ МАРИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

  • Герман Юрьевич Устьянцев
    • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: этническая идентичность, марийская мифология, Онар, Юмо, этносимволизм, национальное движение

Аннотация

В статье на основе полевых материалов (интервью и анкетирования), собранных в местах компактного проживания марийского населения, автор анализирует семиотическое пространство марийского национального движения конца ХХ - начала XXI столетий. Особое внимание уделено персонифицированным символам марийской идентичности (Онар, Юмо, Юмын ӱдыр, Шийпӱй Помпалче), которые воспринимаются опрошенными респондентами как общемарийские и фигурируют в деятельности этнокультурных активистов. Исходя из теоретических положений этносимволизма, автор рассматривает персонажей мифов и сказок в качестве объединяющих дисперсную этническую общность в группу, обладающую автономией и национальной идеей. В статье поэтапно рассмотрен процесс «возрождения» марийского национального движения в постсоветский период отечественной истории, а также концепт национальной идентичности применительно к проявлениям регионального этнокультурного активизма.

Литература

1. Акцорин В. А. Марийские народные сказки. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1984. 288 с.
2. Акцорин В. А. Современные фольклорные материалы о происхождении марийского народа // Вопросы марийского фольклора и искусства, 1977, Вып 1. С. 3-15.
3. Акцорин В.А., Сабитов С. С. Марий калык ойпого. Марийский фольклор: Мифы, легенды, предания / сост. В. А. Акцорин. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1991. 288 с.
4. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе / пер. с нем. С.В. Базарновой. М.: РГГУ, 2000. 366 с.
5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышление об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева. М.: Канон-пресс-Ц. 2001. 286 с.
6. Бушков Р. А. Откуда пошла «Земля Онара» // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2015. Т. 1. № 3. С. 25-29.
7. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов мари. Краснококшайск: Маробиздат, 1927. 127 с.
8. Георги И. Г. Описание обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищь одежд и прочих достопамятностей. 1795-1797. Часть I. О народах финского племени. СПБ.: Императорская Академия наук, 1795. 178 с.
9. Декларация «О статусе народа мари» // Пробуждение финно-угорского Севера. Том 1. Опыт Марий Эл. / под ред. М.Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 1996. С. 270-271.
10. Иванов А. Г., Сануков К.Н. История марийского народа. Йошкар-Ола, 2011. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2011. 182 с.
11. Калхун К. Национализм / пер. с англ. А. Смирнова. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. 288 с.
12. Кошаев А. В. Марийский героический эпос «Югорно»: история создания, тематика, проблематика, поэтика // Огарев-Online. 2015. № 21 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mariyskiy-geroicheskiy-epos-yugorno-istoriya-sozdaniya-tematika-problematika-poetika
13. Крайнов Г. Н. Национально-освободительное движение марийского народа: история и современность // Пробуждение финно-угорского Севера. Том 1. Опыт Марий Эл / под ред. М.Н. Губогло. М.: ИЭА РАН, 1996. С. 63-73.
14. Кузнецова С. В. Историческая память и повседневный национализм в трактовке этносимволизма // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (3). С. 131-136.
15. Кузнецова С. В. О некоторых принципах этносимволистской концепции: идеальные типы и «Время большой длительности» // Вестник Нижегородского университета. 2013. № 4 (3). С. 141-147.
16. Малинова О. Ю., Ефремова В. И. Коммеморации исторических событий и государственные праздники как инструменты символической памяти // Историческая память и российская идентичность / под. ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. С. 115-132.
17. Мартынова М. Ю. Школьное образование и идентичность. М.: ИЭА РАН, 2013. 50 с.
18. Мартьянов В. Н. Возрождение и развитие марийского национального движения в 90-е годы XX века: автореф. дис.. канд. ист. наук. Чебоксары, 2006. 24 с.
19. Материалы Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
20. Михеев Т. Н., Михеев Д. С. От самоорганизации к государству: исторические предпосылки формирования государственности марийского народа // Марийский юридический вестник. 2011. № 8. С. 89-105.
21. Орлова О. В. Республика Марий Эл // Марий Эл, Мордовия, Удмуртия: современная этноконфессиональная ситуация. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2021. С. 6-36.
22. Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собр. Соч. в 12-ти тт. / перевод с фр. под ред. В.Н. Михайловского. Т. 6. Киев, 1902. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Что_такое_нация%3F_(Ренан)
23. Ситников К. И. Словарь марийской мифологии. Том 1. Боги, духи, герои. Йошкар-Ола, 2006. 160 с.
24. Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк. Казань: Типография Императорского университета, 1889. 265 с.
25. Состоялась премьера первого марийского мюзикла // MariUver: [сайт]. URL: https://mariuver.com/2012/10/27/mari-musical
26. Тишков В. А. Междисциплинарный взгляд на историческую память и идентичность // Историческая память и российская тдентичность. М.: РАН, 2018. С. 5-11.
27. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с.
28. Тишков В. А. Российская нация и ее критерии // Национализм в мировой истории / под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. М.: Наука, 2007. С. 558-601.
29. Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001. 240 с.
30. Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология. Йошкар-Ола, 2007. 312 с.
31. Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание народа. Joensuu: Joensuu University, 1997. 397 c.
32. Федорова С. Н. Специфика проявления этнической идентичности мари и процесс ее формирования // Вестник Бурятского государственного университета. Философия, 2012, Вып. 1.1. С. 174-179.
33. Шкалина Г. Е. Добро и Зло в марийской мифологии // Финно-угорский мир. 2009. №. 2. С. 80-83.
34. Шкалина Г. Е. Этноэтические аспекты в традиционном мировоззрении народа мари // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 48-53.
35. Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 591 с.
36. Шнирельман В. А. Социальная память - вопросы истории // Историческая память и российская идентичность / под ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М.: РАН, 2018. С. 12-34.
37. Beiner G. Probing the boundaries of Irish memory: From postmemory to prememory and back // Irish historical studies. 2014, vol. 39, № 154, pp. 296-307.
38. Conversi D. Mapping the Field: Theories of Nationalism and the Ethnosymbolic Approach // Nationalism and Ethnosymbolism. History, Culture and Ethnicity in the Formation of Nations / Ed. by A.S. Leoussi, S. Grosby. Edinburg: Edinburg University Press, 2007, pp. 15-30.
39. Coughlan R. Review. Myths and Memories of the Nation by Anthony D. Smith // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2021, Vol. 577, pp. 160-161.
40. Gellner E. Nations and nationalism. Ithaca: Cornell University Press, 1983, 150 p.
41. Smith A. D. Ethno-Symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. 2009, 184 p.
42. Smith A. D. The Cultural Foundations of Nations: Hierarchy, Covenant and Republic. Oxford: Blackwell Publishing, 2008, 243 p.
43. Trevor-Roper H. The Invention of Tradition: The Highland Tradition of Scotland // The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2000, pp. 15-42.
Поступила в редакцию 2021-03-06
Опубликована 2022-12-23
Раздел
Статьи
Страницы
1263-1273