СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

  • Владислав Алексеевич Слесарчук
    • ГБУК НО «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник»
Ключевые слова: исторический источник, кинематограф, советское кино, визуальная антропология, историография, пропаганда, идеология, методы исследования

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования советского художественного кинематографа в качестве исторического источника в современной отечественной историографии. Целью исследования является определение основных тенденций и направлений в данной области. Автор рассматривает варианты методологических приемов и основные затрагиваемые исследователями проблемы, вычленяя работы именно исторического направления. Выделяются следующие подходы в трудах исследователей: изучение кино в качестве источника повседневной и политической истории отдельно взятой эпохи; кино как своего рода «зеркало» времени своего создания; кинематограф как инструмент официальной партийной идеологии; отражение в кино доминирующих в обществе взглядов на знаковые события отечественной истории; кино как воспитатель, посредством которого партия и правительство предлагали модели «правильного» и «неправильного» поведения; создание посредством языка кино актуального образа врага.

Литература

1. Багдасарян В. Э. Образ врага в исторических фильмах 1930-1940-х гг. // Отечественная история. 2003. № 6. С. 31-46.
2. Вартанов А. С., Сальникова Е. В. Советский «поход в кино» как культурологический феномен // Художественная культура. 2019. № 3. С. 116-143.
3. Венков А. А. Образ В. И. Ленина и его трансформация в советском художественном кинематографе // Новое прошлое. 2019. № 1. С. 32-47.
4. Волков Е. В. «Колчаковщина» в советском игровом кино // Новый исторический вестник. 2013. № 35. С. 84-108.
5. Волков Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 10 (269). С. 22-26.
6. Волков Е. В. Образы Сталинградской битвы в советском художественном кино // Новый исторический вестник. 2015. № 2. С. 128-150; Образы Севастополя периода Второй Мировой войны в советском игровом кино // Вестник ЮУрГУ. 2015. Т. 3. № 3. С. 10-16.
7. Воробьева М. В. Об альтернативном толковании труда и его репрезентациях в советском кино 1950-1960-х гг. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. № 4 (201). 2020. С. 84-92.
8. Воронов А. М. Проблема правдоподобия и правды в советских и российских фильмах, посвященных Великой Отечественной войне // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 2. № 2. С. 222-231.
9. Ворошилова Н. В. Женские образы в советском историко-революционном кино 1920-х гг. // Заметки ученого. № 2. 2021. С. 198-203.
10. Горбачев О. В. Образы военных в советском кинематографе // 70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2015. С. 12-16.
11. Горбачев О. В. Советский художественный кинематограф как исторический документ: особенности анализа и интерпретации // Документ. Архив. История. Современность. 2015. Т. 15. С. 126-136.
12. Горлов А. С. Советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны: институциональные и организационные аспекты: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2009. 26 с.
13. Григорьева О. И. Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933-1941 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008. 28 с.
14. Гусак В. А. Религиозные смыслы в кино советского периода (1960-1970-е годы). К постановке проблемы // Культура и гуманитарные науки в современном мире [сб. статей] / под ред. О.В. Архиповой, А.И. Климина. Санкт-Петербург: Реноме, 2019. С. 49-61.
15. Дашкова Т. Ю. Идеология и кинорепрезентация: любовь и быт в советских фильмах 30-50-х гг. // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: «Научная книга», 2007. С. 205-223.
16. Добренко Е. А. Музей революции: советское кино и сталинский исторический нарратив. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 417 с.
17. Дронов В. А., Макаров Д. В. Динамика образа врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне // Власть. 2013. № 2. С. 160-163.
18. Закиров О. А. Исторические фильмы СССР 1936-1946 гг.: патриотическое освещение дореволюционного прошлого средствами игрового кино: дисс.. канд. ист. наук. М., 2011. 393 с.
19. Зоркая Н. М. Визуальные образы войны // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 736-753.
20. Зябликов А. В. Ленин - Сталин: мотив «престолонаследия» в советском кино 1930-х гг. // Научно-теоретические и методологические основы изучения жизнедеятельности интеллигенции. Материалы XXIX научно-теоретической конференции. Иваново, 2018. С. 167-172.
21. Зябликов А. В. Образ инженера в советском кино 1930-1940-х гг. // Интеллигенция и интеллигентоведение в начале XXI века: результаты и перспективы. Материалы 30-й международной научно-теоретической конференции. Иваново, 2019. С. 21-24.
22. Зябликов А. В. Религиозные подтексты советского кино 1930-1950-х гг. // Музейный хронограф. Сборник статей и материалов сотрудников Костромского музея-заповедника. Кострома: ОГБУК «Костромской музей-заповедник», 2019. С. 55-64.
23. Кныш Н. А. Образ ученого в художественном кинематографе конца 1940-1950-х гг. // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2007. № 18. С. 119-136.
24. Колесникова А. Г. Формирование и эволюция образа врага периода «холодной войны» в советском кино (сер. 50-х - сер. 80-х гг.): дисс. … канд. ист. наук. М., 2009. 235 с.
25. Костров А. В. Образы внешнего и внутреннего врагов советского государства в предвоенном фильме А. Довженко «Аэроград» // Новый исторический вестник. 2015. № 1 (43). С. 60-67.
26. Кочкина А. Н. Советский историко-революционный фильм как средство формирования массовых представлений о 1917 годе // Советский проект. 1917-1930-е гг.: этапы и механизмы реализации [сб. трудов]. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, 2018. С. 68-73.
27. Ложкина А. С. Формирование «образа врага»: Япония в советской пропаганде 1930-х гг. // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 13. С.1-8.
28. Мазур Л. Н. От поражения к Победе: жанрово-тематическая эволюция советского художественного кинематографа в 1941-1946 гг. // 70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2015. С. 67-72.
29. Мазур Л. Н., Горбачев О. В. Визуальные репрезентации религиозной жизни советского общества в художественном кино 1920-1980-х гг. // Вестн. Вятского гос. гуманит. ун-та. 2013. № 3 (1). С. 40-52.
30. Михайлин В. Ю., Беляева Г. А. Скрытый учебный план. Антропология советского школьного кино начала 1930-х - середины 1960-х. М.: Новое литературное обозрение, 2020. 584 с.; Историк в истерике // Неприкосновенный запас. 2012. № 5 (85). С. 119-136; Любопытный и фиксирующий глаз: образ иностранца в советском кино // Отечественные записки. 2014. № 4. С. 150-166.
31. Морозова Г. С. Мифологические истоки образа героя в советском кинематографе 1930-х // Вестн. Санкт-Петербургского университета. Серия: История. 2008. № 1-4. С. 216-220.
32. Огородникова О. А. Кино в повседневной жизни советского человека (1950-1960-е гг.) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: исторические науки. 2018. № 3. С. 58-64.
33. Орлова А. С. Способы воплощения образа врага в советском киноискусстве 1940-х гг. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. № 4. С. 27-31; Художественные фильмы о Великой Отечественной войне 1946-1956 гг. как отражение изменений в политической жизни СССР // Вестник МГОУ. Серия: история и политические науки. 2015. № 3. С. 165-172.
34. Потемкина В. В. Образ положительного героя отечественных биографических фильмов второй половины 1940-х - первой половины 1950-х гг. Идеология и эстетика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 40-44.
35. Родионова И. В. Механизм формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг.: автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 2004. 22 с.
36. Семенов М. А. «Великий неизвестный»: становление и развитие образа крестьянина в советском кино // Сахаровский Центр. URL: https://www.sakharov-center.ru/article/lekcia-maksim-semenov-velikii-neizvestnyi-stanovlenie-i-izmenenie-obraza-krestanina-v (дата обращения: 21.09.2021).
37. Сенявская Е. С. Противники России в войнах ХХ века. Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. Москва, РОССПЭН, 2006. 288 с.
38. Сидорова Г. П. Культура российской провинции 1930-1980-х гг. в образах советского массового кино // Человек. Культура. Образование. 2020. № 4 (38). С. 140-155.
39. Смагина С. В. «Новая женщина» в советском кинематографе 1920-х гг. как феномен // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 257-266.
40. Суслов А. Ю. Социалисты-революционеры и меньшевики в историческом сознании российского общества: эволюция образа в кино // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 287-291.
41. Теплинский О. В. Научная интеллигенция в советском кинематографе: основные тенденции репрезентации: дисс. … канд. ист. наук. Краснодар, 2006. 208 с.
42. Тирахова В. А. Мифологизация базовых концептов героического эпоса в советском кинематографе 1930-1950-х гг. // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 3 (22). С. 203-212.
43. Трофимов А. В. Визуальные образы Великой Отечественной войны в послевоенном советском кино // Исторический курьер. 2020. № 3. С. 113-124.
44. Федоров А. В. Образ белого движения в отечественном киноискусстве 1930-х // Медиаобразование. 2015. № 4. С. 64-70.
45. Федоров А. В. Сравнительный анализ медийных стереотипов времен «холодной войны» и идеологической конфронтации // Медиаобразование. 2009. № 4. С. 62-84.
46. Ханжов С. В. Кино и властный дискурс в СССР в 20-х - первой половины 30-х гг. ХХ в. // Вестник Московского государственного института культуры и искусств. 2018. № 2 (28). С. 65-72.
47. Хотина Ю. В. Кино как инструмент поднятия боевого духа в период Великой Отечественной войны // APRIORI. Серия: гуманитарные науки. 2015. № 4. C. 1-8.
48. Чернова Н. В. Полководческий образ Сталина периода Гражданской войны в трактовке советского художественного кинематографа второй половины 1930-х - начала 1950-х гг.: автореф. дис. … кандидата ист. наук. Магнитогорск, 2007. 31 с.
49. Шипунов А. Н. Советское историко-биографическое кино 1930-1950-х как просветительский проект // Acta Eruditorum. 2018. № 29. С. 106-109.
50. Fedorov A. Film criticism. Moscow, ICO “Information for all”, 2015. 382 p.
Поступила в редакцию 2021-12-25
Опубликована 2022-12-23
Раздел
Трибуна молодого автора
Страницы
1339-1349