А.П. СУМАРОКОВ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ А.С. ПУШКИНА

  • Татьяна Вячеславовна Зверева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: А. Пушкин, А. Сумароков, классицизм, рецепция, литературная полемика, автор

Аннотация

В художественном сознании А.С. Пушкина имя А.П. Сумарокова связано с важнейшими литературными и историческими проблемами, которые не смогла решить русская культура XVIII в. Автор статьи показывает, как с течением времени менялось отношение Пушкина к Сумарокову. Ранние стихотворения 1816 г. («Амур и Гименей», «К Жуковскому») характеризуются крайней полемичностью по отношению к литературным предшественникам, что обусловлено арзамасской топикой. Начиная с конца 1820-х гг., Пушкин пересматривает свое отношение к классицизму в целом и к Сумарокову в частности, осмысляет предшествующий этап развития русской словесности как необходимый. Имя Сумарокова все чаще появляется на страницах пушкинских статей и заметок. В незаконченной статье «О народной драме и драме “Марфа Посадница”» трагедии Сумарокова становятся предметом открытой развернутой полемики. С опальным поэтом-классицистом также связана проблема литературной репутации, находящаяся в центре внимания Пушкина в 1830-ые гг. В «Путешествии из Москвы в Петербург» и в «Table-talk» записаны многочисленные анекдоты из жизни Сумарокова. Цель подобных историй - не низвержение поэта, а постижение жизненных и творческих стратегий, способных обеспечить литературную репутацию (как прижизненную, так и посмертную). В завершающем романе «Капитанская дочка» обращение к имени Сумарокова особенно значимо. Во-первых, знакомство Гринева с Сумароковым проливает дополнительный свет на восприятие главного героя. Во-вторых, в романе обнаруживается скрытая полемика Пушкина с Сумароковым, связанная с историческим и художественным пониманием Пугачева.

Литература

1. Абрамзон Т.Е. Поэтические мифологии XVIII века. Ломоносов. Сумароков. Херасков. Державин. Магнитогорск: МаГУ, 2006. 479 с.
2. Алексеева Н.Ю. Репутация Сумарокова-поэта в начале XIX в. // XVIII век. СПб.: Наука, 2011. Т. 26. С. 95-117.
3. Бухаркин П.Е. В.К. Тредиковский - литературный облик и литературная репутация // Мир русского слова. 2013. № 4. С. 61-67.
4. Буцких Н.В. Символика льва в древнерусском искусстве. URL: https://zelomi.ru/journallev
5. Вацуро В.Э. Из историко-литературного комментария к стихотворениям Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Л.: Ленингр. отд-ние, 1986. Т. 12. С. 305-323.
6. Вяземский П.А. Старая записная книжка [1813 - 1877]. М.: Захаров, 2003. 959 с.
7. Гуськов Н.А. А.П. Сумароков в мифе о создании русской литературы // Мир русского слова. 2013. № 3. С. 58-66.
8. Ершов Л.Т. Трагический характер в «Дмитрии Самозванце» Сумарокова и «Борисе Годунове» Пушкина // Вопросы литературы: Научные труды. Новосибирск, 1971. Вып. 26. С. 35-40.
9. Живов В.М. Первые русский литературные биографии как социальное явление: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков // Новое литературно обозрение. 1997. № 25. С. 24-83.
10. Карпов А.А. Сюжет о благодарном льве в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Русская литература. 2016. № 3. С. 166-175.
11. Левкович Я.Л. «Table talk» Пушкина // Русская литература. 1987. № 1. С. 70-77.
12. Листов В.С. К истолкованию эпиграфов «Капитанской дочки» // Пушкин и мировая культура. СПб-Симферополь, 2003. С. 123-130.
13. Немировский И.В. Пушкин - либертен и пророк. Опыт реконструкции публичной биографии. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 349 с.
14. Приказчикова Е.Е. Судьба поэта в России: государственная мифология и реальность (на примере эпистолярия А.П. Сумарокова) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарный науки. 2018. Т. 20. № 1. С. 11-29.
15. Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959-1962.
16. Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 328 с.
17. Рукою Пушкина. Несобранные и опубликованные тексты. М.-Л. "Academia",1935.
18. Сумароков А.П. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1957. 608 с.
19. Уварова-Даниэль И.П. Пушкин в свете балагана. Балаган в свете Пушкина // Экран и сцена. 2013. № 6. URL: http://www.screenstage.ru/?p=1021 (дата обращения: 10.01.2023).
20. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1957. Т. 3. 832 с.
21. Фомичев С.А. Примечания: Table-talk // А.С. Пушкин Собрание сочинений в пяти томах. СПб.: ТОО «Библиополис», 1994. Т. 5. 706 с.
22. Чубукова Е.В. «Амур и Гименей» (творческая история сказки Пушкина) // Временник пушкинской комиссии. Л.: Наука, 1983. С. 83-94.
23. Юхнова И.С. «Table talk» в контексте творчества Пушкина 1830-х гг. // Филология и культура. Philology and Culture. 2018. № 4. С. 277-281.
Поступила в редакцию 2023-02-20
Опубликована 2023-08-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
835-842