ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОППОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «СВОЙ-ЧУЖОЙ» (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ГЮНТЕРА ДЕ БРОЙНА «РЕНАТА»)

  • Марина Геннадьевна Алексеева
    • ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
  • Вера Александровна Фролова
    • ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, динамика в оппозиции «свой» vs. «чужой», рассказ Гюнтера де Бройна «Рената»

Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимоотношений противочленов оппозиции «свой» vs. «чужой». Объектом изучения является основополагающее противопоставление межкультурной коммуникации «свой» vs. «чужой» на примере рассказа Г. де Бройна «Рената». С помощью анализа теоретических источников, метода сплошной выборки и лингвистического анализа контекстуальных блоков рассказа предпринимается попытка раскрытия динамичного характера оппозиции «свой» vs. «чужой», обусловленного рядом объективных и субъективных факторов. В исследовании предлагается также ввести в изучаемую оппозицию дополнительные элементы, позволяющие дифференцировать актуализацию описываемой оппозиции в конкретном художественном тексте.

Литература

1. Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. Саранск: Научные исследования МГУ им. Н.П. Огарева. 2016 (Т. 20). № 3 (84). С. 320-330.
2. Барышников Н.В., Бернштейн В.Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений // Язык и культура: Научные исследования. Томский гос. ун-т. 2018. № 43. С. 136-147.
3. Белозерова А.А., Корнеева Л.И. Применение сценарной методики как средства учебного межкультурного иноязычного тренинга // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. С.74-79.
4. Бредихина И.А. Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование в России. 2015. № 9. С. 77-81.
5. Карабущенко Н.Б., Крузе Б.А., Жигалев Б.А. Лингвоинформационная подготовка будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. Национальные исследования. Томский гос. ун-т. 2021. № 54. С. 167-189.
6. Корнеева А.В. Коммуникативное поведение и коммуникативное сознание как механизмы межкультурного взаимодействия // Вестник Новосибирск. гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. Т. 15, № 4. С. 78-86.
7. Макаров В.Л., Гребенников В.Г., Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. Идеология и наука (по материалам обсуждения в ЦЭМИ РАН) // Российский экономический журнал. 2019. № 4. С. 55-68.
8. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М., Варламова Е.Ю., Костина Е.А. Формирование лингвокультурной личности будущего педагога в образовательной среде вуза // Вестник Новосибирск. гос. пед. ун-та. 2018. Т. 8, № 4. С. 204-216.
9. Ощепков А.Р. Имагология // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 251-253.
10. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник Московск. гос. гуманитар. ун-та. Филологические науки. 2011. № 4. С. 31-40.
11. Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура: научные исследования. Томск: Томский гос. ун-т. 2018. № 43. С. 261-281.
12. Хвесько Т.В., Басуева Н.Ю. Концептуально-категориальный подход к формированию компетенции межкультурного профессионального дискурса // Язык и культура. Национальные исследования. Томский гос. ун-т. 2018. № 42. С. 243-257.
13. de Bryn G. Renata // Рассказы писателей ГДР: книга для чтения на старших курсах (на немецком языке). Ленинград: Просвещение. 1970. С. 29-70.
14. Kirnose S., Susmann W. Konzepte des Eigenen und des Fremden als Problem der Kulturologie // Das Eigene und das Fremde in der kulturellen Tradition Europas. Literatur, Sprache, Musik. Nischnij Nowgorod, 2000. S. 101-107.
15. Sukhina E. Die Gestalten des Fremdlings in der Lyrik von I. Bachmann // Вестник Московск. ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3. С. 118-126.
16. Sukhina E. Der lyrische Weg zwischen dem Eigenen und dem Fremden bei Franz Werfel // Вестник Московск. ун-та. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 135-145.
Поступила в редакцию 2022-12-12
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Литературоведение
Страницы
403-409