ПОЛИСЕМИЯ КОНЦЕПТА «НАСЫП» («СЧАСТЬЕ») В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ БЛАГОПОЖЕЛАНИЯХ

  • Жаухар Магомедовна Локьяева
    • Институт гуманитарных исследований - филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр “Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук”»
Ключевые слова: карачаево-балкарский фольклор, алгъыш (благопожелание), насып («счастье»), судьба, картина мира, аксиология

Аннотация

В статье на материале карачаево-балкарских благопожеланий (алгъышла) выявлены особенности использования лексемы «насып» («счастье»), определены основные образующие ее элементы. Актуальность обусловлена отсутствием в карачаево-балкарской фольклористике исследований, посвященных комплексному изучению жанровой единицы -алгъш, и лексемы «насып», в частности. При заключении брака, по случаю рождения ребенка, перед важной поездкой, вступлением в должность, по случаю государственного, религиозного, национального, народного праздника, значимой покупки, смены места жительства, обретения жилья, на дни рождения, юбилеи и т.д. презентативными являются пожелания долголетия жизни» (узакъ ёмюр), «здоровья» (саулукъ), «ума» (акъыл), «силы» (кюч-къарыу), «безмерного богатства» (ёлчемсиз байлыкъ), «красивой судьбы» (ариу къадар), «чести» (намыс), «радости» (къууанч). Отмечается, что, являясь этноидентифицирующими маркерами, они занимают центральное место в аксиологическом сознании народа и в значительной степени способствуют формированию картины мира. Для анализа привлечены преимущественно тексты паремического блока, собственно алгъыши (объемные/необъемные тексты, функционирующие в жанровом пространстве фольклора), а также вербальные конструкции из традиционных витально-рекреативных практик карачаево-балкарского народа. Методами исследования в работе выступили структурно-семантический, герменевтико-интерпретационный, системный, а также метод сравнительного анализа.

Литература

1. Аликаев Р.С., Башиева С.К. Гендерная норма в контексте свадебного обряда (лингвокогнитивный аспект) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. № 1. С. 154-157.
2. Бичекуева Т.Ю. Побудительное значение форм индикатива в карачаево-балкарском языке // Тенденции развития лексики и грамматики карачаево-балкарского языка. К 70-летию Махти Зейтуновича Улакова. Сб. науч. статей. Нальчик: Принт Центр, 2021. С. 53-59.
3. Гутова Л.А. Жизненный цикл человека в фольклорном отражении. Ч. 2. Нальчик: Принт Центр, 2020. 238 с.
4. Кетенчиев М.Б. Особенности языка карачаево-балкарских свадебных алгышей // Современная филология: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году башкирского языка, 85-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора, академика АН РБ З.Г. Ураксина и 85-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора, академика АН РБ М.В. Зайнуллина. Уфа: Самрау, 2020. С. 234-238.
5. Кетенчиев М.Б., Габоева З.И. Вербализация национальной картины мира в карачаево-балкарских свадебных здравицах // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания advanced science. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2020. С. 88-91.
6. Кетенчиев М.Б., Габоева З.И. Полиаспектный анализ карачаево-балкарских алгышей // Языки и литературы в поликультурном пространстве России: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения народного поэта КЧР Назира Ахъяевича Хубиева. Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. С. 202-206.
7. Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-балкарский фольклор): хрестоматия / сост. Т.М. Хаджиева. Нальчик: Эль-Фа, 1996. 592 с.
8. Къарачай-малкъар тилни ангылатма сёзлюгю (Толковый словарь карачаево-балкарского языка): в 3-х томах. Т. 2. З-Р. Нальчик: Эль-Фа, 2002. 1171 с.
9. Локьяева Ж.М., Узденова Ф.Т. Алгъыш (благопожелание) в фольклоре и литературе карачаевцев и балкарцев: специфика жанра, таксономия, поэтика // Электронный журнал «Кавказология». 2021. № 3. С. 247-259. DOI: 10.31143/2542-212X-2021-3-247-259.
10. Локьяева Ж.М. Особенности и функциональная роль благопожеланий (алгъыш) (на материале карачаево-балкарского фольклора) // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2020. № 6 (98). С. 302-311. DOI: 10.35330/1991-6639-2020-6-98-302-311.
11. Махиева Л.Х. Некоторые особенности языка карачаево-балкарских благопожеланий // Актуальные проблемы современной фольклористики: материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 2009. С. 249-250.
12. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии (Оригинал и перевод на русский язык). Черкесск: Ставроп. кн. изд-во, Карач.-Черкес. отд-ние, 1990. 368 с.
13. Улаков М.З. Новые подходы и современные методы изучения материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа // Вестник Владикавказского научного центра. 2008. Т. 8, № 2. С. 2-5.
14. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Каталаксия, 1997. 704 с.
15. Bolatova A., Uzdenova F., Kerimova R. Totem beliefs in Karachay-Balkar folklore and literature // Journal of History Culture and Art Research. 2019. Т. 8. №1. Pp. 223-227. DOI: 10.7596/taksad.v8i1.2057.
Поступила в редакцию 2022-09-14
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Фольклористика
Страницы
421-427