АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

  • Мария Владимировна Долгополова
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
  • Любовь Александровна Попова
    • ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Ключевые слова: тенденции в развитии языка, русский язык как иностранный, методика преподавания русского языка, интернет-коммуникация

Аннотация

Цель исследования - выявление важных для беспрепятственного функционирования в языковом пространстве изучающих русский язык как иностранный тем. В статье рассматриваются активные процессы в современном русском языке с точки зрения их влияния на построение методики преподавания русского языка иностранным слушателям. Особое внимание обращается на такие изменения в системе языка, которые в настоящее время наиболее последовательно проявляются в речевой практике носителей языка, в том числе в интернет-пространстве. В частности, это сдвиги на фонетическом уровне, употребление буквы ё в письменной речи, изменения в грамматике, в лексике, а также в области словообразования. Делается вывод о том, что для повышения уровня владения русским языком как иностранным необходимо включение в программу тем, связанных с основными тенденциями в развитии языка.

Литература

1. Волошина С.В. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. 184 с.
2. Гловинская М.Я. Должны ли активные процессы в грамматике современного русского языка учитываться в преподавании РКИ // Русский язык за рубежом. XII конгресс МАПРЯЛ. 2011. № 4. С. 37-38.
3. Дмитриева Д.Д. Изучение словообразования на занятиях по русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 47-49.
4. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М.: Азбуковник, 2008. 1040 с.
5. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.: КомКнига, 2005. 224 с.
6. Кирьянов Д.П., Шагал К.А. Действительное причастие будущего времени совершенного вида в русском языке // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. 2011. Т. 7. № 3. С. 93-98.
7. Колокольцева Т.Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка // Грани познания. 2011. № 4 (14). С. 13-17.
8. Конопкина Е.С., Лунина Т.П. Усечение как способ компрессионного словообразования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 2 (31). С. 107-111.
9. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: Знак, 2008. 232 с.
10. Крысин Л.П. Современный словарь иностранных слов. М.: АСТ-Пресс, 2012. 410 с.
11. Кузьмина С.М. Реформа или новая редакция? (О новой редакции свода правил русской орфографии) // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 171-176.
12. Лингвокультурологическая и когнитивно-дискурсивная интерпретация активных процессов на базе иноязычных элементов в русском языке Интернета / Т.Б. Радбиль, Е.В. Маринова, Л.В. Рацибурская и др. // Русский язык в интернет-коммуникации: лингвокогнитивный и прагматический аспекты / под ред. Л.В. Рацибурской. М.: Нестор-История, 2019. С. 10-92.
13. НКРЯ: Национальный корпус русского языка. URL: http://ruscorpora.ru
14. Рацибурская Л.В., Самыличева Н.А., Шумилова А.В. Специфика современного медийного словотворчества: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2015. 136 с.
15. Солганик Г.Я. О современной культурно-речевой ситуации // Актуальные проблемы стилистики. 2016. № 2. С. 23-30.
16. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете. Концептуально-сущностные доминанты: монография. М.: Изд-во РУДН, 2004. 380 с.
17. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов. М.: АСТ-Пресс школа, 2018. 571 с.
Поступила в редакцию 2022-09-09
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Сообщения
Страницы
465-470