КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ЛИРИКА. ЛЮБОВНЫЕ СТРАДАНИЯ НЕМОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

  • Ольга Николаевна Гуменюк
    • Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова
Ключевые слова: крымскотатарский фольклор, лирика, любовная песня, переживания немолодого человека, словесная и музыкальная поэтика

Аннотация

Сложная гамма любовных переживаний немолодого человека передана в крымскотатарских народных песнях «Ай, къара къыз» («Ой, чернявая») и «Умер оджа» («Почтенный Умер»). Лирический сюжет в этих песнях развивается с помощью довольно неожиданных перипетий. В центре фольклорного произведений - внутренняя драма лирического героя. В лаконичных, эмоционально насыщенных куплетах песни «Ай, къара къыз» прослеживается изменчивая динамика интенсивных душевных терзаний героя, связанных с тоской по утраченной любви, с чувством неприкаянности и одиночества, незащищенности в немилосердном мире. Такие ощущении выразительно передаются с помощью красноречивых метафорических параллелей (образы усохшего степного курая - разновидности перекати-поля, омраченной утренней зари и др.). В песне «Умер оджа» раскрываются переживания пожилого человека, которому не суждено было испытать счастья в личной жизни, но который и в шаге от могилы остается неравнодушным к женским прелестям. Образность, эмоциональный характер обеих песен отличаются красноречивой контрастностью, богатым разнообразием интонационных оттенков. Особенности ритмической и звуковой организации стихотворных строф выявляют глубинную музыкальность поэтических текстов, свидетельствующую об органической их связи с текстами музыкальными. Музыкальный строй рассматриваемых песен тяготеет к мажору, соответствует характерной для произведений ритмической упругости, а вместе с тем контрастирует с существенными аспектами образной и интонационной структуры, с превалирующим здесь минорным настроением, усиливающимся характерными для восточной музыкальной поэтики длинными распевами. Своеобразие словесной, а также музыкальной поэтики песен определяется динамичным развитием лирического сюжета, угадывающегося в эффектной контрастности образов и интонаций. Важную роль в песнях играют проницательный психологизм, изысканная ритмическая организация, богатая звукопись.

Литература

1. Алиев Ф.М. Антология крымской народной музыки - Къырым халкъ музыкасынынъ антологиясы. Симферополь: Крымупедгиз, 2001. 600 с.
2. Бахшыш Ил., Налбандов Э. Къырымтатар халкъ йырлары. Акъмесджит: Таврия, 1996. 448 с.
3. Бахшыш Ил. Къырымтатар халкъ йырлары. Симферополь: Къырым девлет окъув нешрияты, 2004. 384 с.
4. Болат Ю., Бахшыш Ибр. Къръмтатар йырлары. Симферполь: Къырым АССР девлет нешритты, 1939. 150 с.
5. Болат Юс., Бахшыш Ибр. Йыр акъкъында // Болат Ю., Бахшыш Ибр. Къръмтатар йырлары. Симферполь: Къырым АССР девлет нешрияты, 1939. С. 3-30.
6. Велиджанов М. Къырымтатар халкъ йырларынынъ сёзлери акъкъында // Йылдыз. 1992. № 5-6. С. 174-208; 1993. № 1. С. 198-202; № 4. С. 208-223.
7. Музафаров Р. Очерки фольклора тюркоязычных народов: автореф. дис. … д. филол. н. Баку: Академия наук Азербайжанской ССР, 1967. 28 с.
8. Музафаров Р. Об изучении фольклора крымских татар // Советская тюркология. Баку, 1970. № 6. С. 110-113.
9. Олесницкий А. Песни крымских турок / Под ред. Вл. А. Гордлевского. М.: Лазаревский институт восточных языков. 1910. 172 с.
10. Олесницкий А. Предисловие // Олесницкий А. Песни крымских турок / Под ред. Вл. А. Гордлевского. - М.: Лазаревский институт восточных языков. 1910. С. 7-12.
11. Шерфединов Я. Звучит кайтарма - Янърай къайтарма. Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Г. Гуляма, 1979. 232 с.
12. Шерфединов Я. Песни и танцы крымских татар. Симферополь: Крымское гос. изд-во; М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 94 с.
13. Шерфединов Я. Предисловие // Шерфединов Я. Песни и танцы крымских татар. Симферополь: Крымское гос. изд-во; М.: Гос. муз. изд-во, 1931. С. 3-9.
14. Шерфединов Я. Янъра къайтарма - Звучи хайтарма. Ташкент: Г. Гъулям адына эдебият ве санъат нешрияты, 1990. 230 с.
Поступила в редакцию 2023-09-19
Опубликована 2023-12-29
Раздел
Фольклористика
Страницы
1414-1420