СТИЛИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ И РЕЧИ ПЕРСОНАЖА В ПОВЕСТВОВАНИИ ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

  • Наталия Николаевна Николина
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: персонаж-ребенок, повествование от третьего лица, детская речь, детское мировосприятие, стилизация

Аннотация

Данная статья посвящена мировосприятию и речи персонажа-ребенка. Автор предпринимает попытку определить, какие приемы могут быть использованы для имитации детского мировосприятия и речи персонажа-ребенка при создании повествования от третьего лица в произведениях для детской и взрослой аудитории. Для этого анализируются такие произведения, как роман для детей The Boy in the Striped Pyjamas Джона Бойна (2006) и рассказ Маргарет Этвуд Uncles из сборника Wilderness Tips (1991). В результате исследования выделяются такие способы стилизации детского мировосприятия и речи, как: имитация неверного фонетического восприятия языковых единиц, использование гипербол, имитация непонимания незнакомых слов, переносных значений, метафор, фразеологизмов или буквальное понимание последних, использование слов детского лексикона, использование сравнений. Имитация буквального восприятия переносных значений одинаково используется как в детских произведениях, так и в произведениях для взрослых.

Литература

1. Амзаракова И.П. Преувеличение и преуменьшение как маркеры речевого развития ребёнка: акмеологический подход // Филология и человек. 2019. №2. С. 123-133.
2. Бахтин M.M. Слово в романе. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. Лит., 1975. 504 с.
3. Войткова Н.К. Лингвистическая специфика изображения повествователя-ребёнка в современном немецком художественном нарративе: автореф. дис.. канд. филол. наук. Иркутск, 2011. 22 с.
4. Голева, Н. М., Чеботарева И. М. Функционально-стилистический диапазон олицетворений и сравнений в онтогенезе речи // Язык профессионального общения и лингвистические исследования : сб. ст. междунар. науч.-практ. семинара. Белгород: НИУ БелГУ, 2012. С. 65-68.
5. Николина Н.А. Детская речь в зеркале русской автобиографической прозы // Проблемы онтолингвистики - 2016: материалы ежегод. международ. науч. конференции. Иваново: ЛИСТОС, 2016. С. 484-487.
6. Николина Н.А. «История ребенка для детей..» («Детские годы Багрова-внука» О.Т. Аксакова) // Русский язык в школе. 2009. № 2. С. 55-59.
7. Николина Н.Н. Сравнение как средство имитации детского мировосприятия в литературе // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном культурном мире: материалы VIII международ. науч.-практич. конференции. Минск: БГУ, 2022. С. 148-151.
8. Солнцева К.В. Языковые маркеры речевой характеристики детского персонажа в англоязычной художественной прозе: автореферат дис.. канд. филол. наук. М., 2008. 17 с.
9. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. М.: Высш. шк., 2004. 405 с.
10. Шипова Г.А. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии: автореф. канд. филол. наук. М., 2011. 25 с.
11. Atwood M. Uncles // Wilderness tips. London: Bloomsbury, 1991. Р. 247.
12. Björling F. Child narrator and adult author: The narrative dichotomy in karei poláček's bylo nás pět // Scando-Slavica. 1983. Vol. 29, Issue 1. P. 5-19.
13. Boyne J. The boy in the striped pyjamas. Oxford: David Fickling Books, 2006. 215 p.
Поступила в редакцию 2023-06-15
Опубликована 2023-12-29
Раздел
Трибуна молодого автора
Страницы
1438-1442