ФРЕЙМОВАЯ МОДЕЛЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ» В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ДИСКУРСА

  • Елена Андреевна Трушникова
    • ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Ключевые слова: идентичность, профессиональная идентичность учителя, фреймовая семантика, фреймовое моделирование, методика фреймового анализа, репрезентация знания

Аннотация

Данное исследование посвящено рассмотрению понятия «профессиональная идентичность учителя». В ходе работы были изучены и проанализированы основные трактовки понятий «идентичность» и «профессиональная идентичность», выделены их уникальные особенности. Специфика понятия «профессиональная идентичность учителя» обуславливает использование фреймового моделирования для более эффективного его представления. В связи с этим была разработана и описана методика фреймового анализа исследуемого понятия, включающая шесть этапов. В рамках этой методики был отобран корпус текстов психолого-педагогического научного дискурса, произведены фреймовое моделирование понятия, семантико-когнитивный анализ дефиниций внутри компонентов понятия, а также выделены субфреймы и слоты внутри понятия. Результатом исследования стало выведенное понятие «профессиональной идентичности учителя».

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Беляевская Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова // Структуры представления знаний в языке. М.: РАН ИНИОН, 1994. 89 с.
3. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Науч. изд. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С.14-26.
4. Гольдберг В.Б. Лексика современного английского языка в свете лингвистических парадигм: методы исследования: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 53 с.
5. Гусельникова О.В. Возможности фреймового анализа // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 29-32.
6. Гусельникова О.В. Терминологический аппарат структуры фрейма // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 9. С. 137-149.
7. Джигарханов А.Р. Фреймово-тезаурусная характеристика системы железнодорожной терминологии // Молодежное приложение к журналу «Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета». 2004. № 3. С. 22-41.
8. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (ст. 1) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2005. 336 с.
10. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-101.
11. Каравайская О.С. Фреймовый анализ англоязычной терминосистемы транспортной логистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 14. С. 1161-1165.
12. Кибрик А.А. О некоторых видах знаний в модели естественного диалога // Вопросы языкознания. 1991. № 1. С. 61-68.
13. Кошелева Ю.П. Становление профессиональной идентичности обучающихся в вузе с позиции культурно-исторического подхода // Сборник работ XVII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик».14-19 ноября 2016 г. Москва. Т. 1. С. 283-290.
14. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Лекц. Курс. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
15. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность?: Монография. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.
16. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. 560 с.
17. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафора, которой мы живем. М.: УРСС, 2004. 25 с.
18. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты. Омский научный вестник, №5 (132). 2014. С. 149-152.
19. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Академия, 1979. 151 с.
20. Мишланова С.Л., Бисерова Н.В., Филиппова А.А. Фреймовый анализ терминологии миграционного права // Язык и культура. 2020. № 51. С. 52-71.
21. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. Изд. 3-е. М.: Акад. проект; Парадигма, 2011. 399 с.
22. Осьодло В.И. Психология професссионального становления офицера : моногр. Киев: Золотые Ворота, 2012. 463 с.
23. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность // Знание. Понимание. Умение. №2. 2018. № 2. С. 209-211.
24. Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53-58.
25. Поварёнков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2013. 322 с.
26. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 503 с.
27. Сытникова Т.А. Фреймовый анализ терминологии предметной области (на примере англоязычной компьютерной технической терминосистемы) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. С. 254-258
28. Хантимиров С.М. Фреймовая структура семантики слова // Вопросы филологических наук. 2005. № 2. С. 67-69.
29. Шейгал Е.И., Желтухина М.Р. Фрейм «политик»: серьезное и комическое // Когнитивные аспекты языковой категоризации: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.А. Манерко. Рязань: Рязан. гос. пед. ун-та им. С.А. Есенина, 2000. С. 145- 150.
30. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис.. д-ра психол. наук. М., 2001. 400 с.
31. Faber P.A Cognitive Linguistics View of Terminology and Specialized Language // Berlin and New York: Mouton de Gruyter. 2012.
32. Faber P. Frames as a framework for terminology // Hendrik J. Kockaert and Frieda Steurs (eds.), Handbook of Terminology, vol. 1. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2015. P.14-33.
33. Faber P. Cabezas-García, M. Specialized Knowledge Representation: From Terms to Frames // Research in Language, 17(2). 2019. P. 197-211.
34. Fillmore Сh. Frame semantics // Linguistics in the Morning Calm. Seoul: Hanshin Publishing Co., 1982. P. 111-137.
35. Temmerman R. Towards New Ways of Terminology Description: The Sociocognitive Approach. 2000. 258 p.
Поступила в редакцию 2023-04-28
Опубликована 2023-12-29
Раздел
Трибуна молодого автора
Страницы
1450-1458