ИОАНН ФИЛОПОН: ПРИМЕР БОГОСЛОВСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  • Ирина Валерьевна Абдулманова
    • ФГКОУ ВО «Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина»
Ключевые слова: Иоанн Филопон, Александрия, Аммоний схоларх, поздняя античность, аристотелизм

Аннотация

Статья посвящена анализу учения одной из самых неоднозначных фигур позднеантичной Александрии - Иоанну Филопону. В работе фигура Иоанна Филопона представлена в разрезе той культурно-исторической специфики александрийского общества, которой был ознаменован VI в. Отмечается, что стремление Иоанна Филопона к полемике с языческими мыслителями было обусловлено несколькими причинами: политической и религиозной ситуацией, сложившейся в Александрии в 20-е гг. VI в.; монофизитскими позициями Филопона; особенностями преподавательской деятельности александрийской интеллектуальной элиты; личными причинами Иоанна Филопона. Автор предпринимает анализ заявленной проблемы, опираясь на основные труды Филопона - «Против Аристотеля», «Против Прокла по вопросу о вечности мира». Дополнительно использовалась работа Иоанна Филопона «О творении мира». Автор указывает, что александрийский мыслитель предпринял попытку сравнить христианство и учение языческих авторов по ключевым позициям: спор о вечности мира, наличие пятого элемента, существование вечной материи. В статье делается вывод, что, Иоанн Филопон по праву считается создателем новой научной картины мира на христианском Востоке и предтечей новоевропейской науки. Во многом это стало возможным благодаря тому, что он не был связан авторитетом ни одной научной школы и мог творчески подходить к решению различных научных задач.

Литература

1. Беневич Г. И. Богословское наследие Иоанна Филопона // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. Т. 2. СПб.: Никея, 2009. 752 с.
2. Беневич Г. И. Иоанн Филопон и Максим Исповедник: от христианизации философии к христианской философии // Религиоведение. 2011. № 1. С. 107-113.
3. Беневич Г. И. Иоанн Филопон. Учение // Православная энциклопедия. Т. 24. М.: Наука, 2010. С. 635-646.
4. Беневич Г. И. Христианство и факторы формирования постаристотелевской картины мира у Иоанна Филопона // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2001. Т. 2, № 2. С. 16-24.
5. Болгова, А. М. Ранневизантийские портреты: риторы, софисты, философы. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. 404 с.
6. Болгова А. М. Иоанн Филопон - христианский учитель VI в. и его значение в современном христианском образовании // 1917-2017: уроки столетия. Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. Воронеж: ВГУ, 2016. С. 151-155.
7. Chase M. Discussions on the eternity of the world in late antiquity // ΣΧΟΛΗ. 2011. Vol. 5, no. 2. Р. 111-173.
8. Ioannis Philoponi. In Aristotelis Physicorum. Libros tres priores commentaria // Commentaria in Aristotelem Graeca. Vol. 16, 1887. 5-33 р.
9. Lang U. M. John Philoponus and the Controversies over Chalcedon in the Sixth Century: A Study and Translation of the Arbiter. Louvain, 2001. - 261 р.
10. Mahdi M. Al-Farabi against Philoponus // Journal of Near Eastern Studied. 26. 1967. P. 233-260.
11. Philoponus and the rejection of Aristotelian science / ed. Richard Sorabji. Second edition. London, 2010. 306 р.
12. Philoponus. Against Aristotle, on the Eternity of the World / Transl. by Christian Wildberg. London-New Delhi-New York-Sydney, 1987. 182 р.
13. Proclus. On the Eternity of the World (de Aeternitate Mundi) / Greek text with Introduction / Trans. and сomm. by H.S. Lang and A.D. Macro. Berkeley, 2001. - 300 р.
14. Suidas Lexicon / Еd. A. Adler. Lipsiae, Teubneri, 1933. V. III. 966 р.
15. Wildberg, C. Prolegomena to the Study of Philoponus’ Contra Aristotelem // Philoponus and the Rejection of Aristotelian Science / Ed. R. Sorabji. London, 1987. P. 197-209.
Поступила в редакцию 2023-11-14
Опубликована 2024-02-27
Раздел
Статьи
Страницы
7-12