ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТА «ЧИСЛО» В РАЗНОЯЗЫЧНЫХ ЭРГОНИМАХ

  • Виктория Викторовна Детинкина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Юлия Владимировна Железнова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Юрьевна Русанова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет»
Ключевые слова: концепт, лингвокогнитивный аспект, лингвокультурный аспект, эргоним, конгнитивные механизмы

Аннотация

Концепт “число”, представляющий собой фрагмент универсального макроконцепта “количество”, является постоянным аттрактором научного интереса наряду с другими ключевыми концептами языковой картины мира. Авторы статьи анализируют лингвокогнитивный и лингвокультурный аспекты концепта на материале эргонимической лексики с числовым компонентом, выраженным как в цифровом, так и буквенном форматах. В качестве основного метода исследования выступает метод научного описания, включающий приемы непосредственного наблюдения, систематизации, классификации и интерпретации. С точки зрения когнитивного аспекта, в статье описывается концептуальная характеристика “определенное количество предметов” и субхарактеристики, составляющие ее, а также рассматриваются отдельные конгнитивные механизмы, участвующие в моделировании концепта. Изучение линквокультурной составляющей концепта обращено к описанию специфики символического значения числового компонента, идиоматических выражений и идиоэтнического своеобразия имен собственных комплексных объектов. В заключении приводятся выводы об общности процессов категоризации когнитивного опыта различных лингвокультур и об особенностях способов языкового выражения миропонимания .

Литература

1. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. 204 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
3. Биренбаум Я.Г., Кузнецов И.А. Числительные в современном английском языке. (Функционально-семантический обзор) // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Свердловск, 1970. С. 28-36.
4. Болдырев Н.Н., Беседина Н.А. Когнитивные механизмы морфологической репрезентации // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66. № 1. С. 3-10.
5. Болдырев Н.Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4. С. 10-20.
6. Болдырев Н.Н., Дубовицкая Е.Ю. Когнитивный механизм формирования смысла «Приблизительность» (на материале современного английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-mehanizm-formirovaniya-smysla-priblizitelnost
7. Бордюгова К.А. Выражение значения неопределенного множества посредством метафоризации предметных имен (на материале английского, французского и русского языков): диссертация… кандидата филологических наук: 10.02.20. Москва, 2018. 160 с.
8. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 232 с.
9. Гудков Д.Б. Когнитивная база лингвокультурного сообщества и прецедентные феномены в межкультурной коммуникации // Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003. С. 99.
10. Дзедаева М.С. Символика как одна из репрезентаций концепта «число» в осетинской фольклорной картине мира // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12 (19). URL: https://research-journal.org/archive/12-19-2013-december/simvolika-kak-odna-iz-reprezentacij-koncepta-chislo-v-osetinskoj-folklornoj-kartine-mira
11. Ибрагимова Г.О. Числительное даргинского языка: дис.. канд. филол. наук: 10.02.02. Махачкала, 2004. 179 c.
12. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1997. № 3. C. 62-85.
13. Маcлова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2007. 296 с.
14. Маслова В.А. Лингвокультурология. Введение: учебное пособие для вузов; ответственный редактор У.М. Бахтикиреева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2023. 208 с. (Высшее образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/515617
15. Межова М.В. Интерпретация художественного текста: переводческий и лингвокультурологический аспекты // Символ науки. 2015. № 8. C. 176-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsiya-hudozhestvennogo-teksta-perevodcheskiy-i-lingvokulturologicheskiy-aspekty
16. Осипова А.А. Семантика и символика лексем со значением числа в русской, английской и французской языковых картинах мира (опыт сопоставительного исследования): Автореф. дисс… канд. филол. М., 2008. 24 c.
17. Слугина О.В. Лингвокогнитивные основы поэтической квантитативности: на материале английского языка: Дисс… канд. филол. наук: 10.02.04. Саранск, 2009. 200 с.
18. Степаненко С.Н. Средства концептуализации количества в современном английском языке: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. Белгород, 2008. 205 с.
19. Телегина Е.В. Оценочно-культурологический аспект русских и английских фразеологизмов с порядковыми и количественными числительными: Дисс.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2017. 221 с.
20. Федяева Е.В. Концепт НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО и средства его языковой репрезентации: на материале английского и французского языков : дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19. Барнаул, 2009. 200 с.
21. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991.
Поступила в редакцию 2023-11-12
Опубликована 2024-04-27
Раздел
Лингвистика
Страницы
287-297