НАЧАЛО ЧТЕНИЯ
Аннотация
Данная статья представляет собой феноменологическое описание ситуации начала чтения произведения художественной литературы. Такое описание решает задачу прояснения механизма понимания художественных текстов - механизма, запускающегося одновременно с началом рецепции. Раскрытие вымышленной реальности в воображении читателя, спровоцированное художественным текстом, блокирует обычную жизненно-практическую - познавательную и нравственную - озабоченность читающего, актуализируя его единственное «амплуа» - эстетического созерцателя. В ходе такой перенастройки читательского сознания происходит расширение единичной жизненной ситуации, в которой застаётся герой произведения, до образа жизни в целом и, соответственно, осуществляется генерализация искомого смысла, относящегося к любому человеку, - и к читателю в том числе. Предложенное описание базируется на толковании начальных фрагментов ряда поэтических, классических и современных, произведений.
Опубликована 2024-04-27