ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН: ПРОДОЛЖЕНИЕ (ТЕАТР И КИНО МЕЖДУ ИСКУССТВОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ)

  • Елена Александровна Иваньшина
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: автобиографическая проза, искусство и жизнь, текст в тексте, «Генеральная репетиция», «Театральный роман», «Оттепель», «Мастер и Маргарита»

Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения репетиционного сюжета у А. Галича («Генеральная репетиция», 1973), автобиогафическая проза которого актуализируется самим автором как продолжение булгаковского театрального романа в изменившемся («оттепельном») историческом контексте. Логическим продолжением этого, а заодно и булгаковского театрального сюжета оказался сериал В. Тодоровского «Оттепель» (2013), действие которого происходит в 1961 г. и который типологически связан с мольеровско-булгаковской традицией. Общим структурным принципом двух рассматриваемых текстов является «театр в театре» («фильм в фильме»), а общей философской проблемой - отношения искусства и жизни. Прицельное внимание сосредоточено на репетиции пьесы (съемках фильма) как переходном процессе, в рамках которого искусство и жизнь отражают друг друга. И завершением этого сюжета становится в статье недавняя премьера фильма М. Локшина «Мастер и Маргарита», сценарный замысел которого переформатирует булгаковский роман, «проявляя» линию его биографического автора, который становится главным персонажем картины, в которой он расщеплен между реальностью и собственным воображением. Рассказанная в фильме история перекликается и с прозой А. Галича о его непоставленной пьесе, и с фильмом В. Тодоровского.

Литература

1. Аронов М. Александр Галич. М.-Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований, 2010. 1036 с.
2. Булгаков М.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 5. Мольер. М.: АСТ : Астрель, 2010. 640 с.
3. Галич А. Генеральная репетиция. М.: Книжники, 2020. 192 с.
4. Галич А. Матросская Тишина: Пьесы, проза, выступления. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 640 с.
5. Иваньшина Е.А. Театральная репетиция и «обучение культуре» (к проблеме перевода в творчестве М.А. Булгакова) // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Вып. 30. Воронеж: ВГУ, 2010-2011. С. 153-173.
6. Иваньшина Е.А. Аппаратура мастера: о сновидческом смысле композиции «Мастера и Маргариты» // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33). С. 103-118.
7. Иваньшина Е.А. О смешении языков и конфликте текстов у Булгакова // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков. Материалы Восьмых Международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музей М.А. Булгакова». 2018. С. 26-39.
8. Иваньшина Е.А. Искусство и жизнь в романе «Мастер и Маргарита», или Читал ли Квентин Тарантино Михаила Булгакова // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI вв. материалы Десятых Международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя // под ред. Е.И. Михайловой. М.: Музей Булгакова, 2020. С. 15-33.
9. Иваньшина Е.А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: траектория чтения // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс. Материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж: ВГУ, 2023. С. 460-468.
10. Иваньшина Е.А., Зятькова В.В. Театральная репетиция у Мольера и Булгакова // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс. Материалы Межународной научно-практической конференции. М.: Перо, 2020. С. 89-97.
11. Иваньшина Е.А., Зятькова В.В. О смысле театральности «Мастера и Маргариты» // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2020. Т. 30. № 2. С. 303-310.
12. Иваньшина Е.А., Зятькова В.В. Репетиция как инициация: о конфликте искусства и жизни в «Записках покойника» М.А. Булгакова // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 864-871.
13. Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР - оттепель. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 208 с.
14. Липовецкий М., Михайлова Т. Больше, чем ностальгия (поздний социализм в телесериалах 2010-х годов) // Новое литературное обозрение. 2021. №3 (169). С. 127-147.
15. Липовецкий М.Н. Шалуны, враги, другие.. Трикстер в советской и постсоветской детской литературе // Детские чтения. 2014. С. 7-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shaluny-vragi-drugie-trikster-v-sovetskoy-i-postsovetskoy-detskoy-literature/viewer
16. Липовецкий М. Трикстер и «закрытое» общество // Новое литературное обозрение. 2009. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/6/trikster-i-zakrytoe-obshhestvo.html
17. Нагибин Ю.М. О Галиче - что помнится. URL: https://4italka.su/dokumentalnaya_literatura_main/biografiimemuaryi/387058/fulltext.htm
18. Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1986. 384 с.
19. Якушева Г.В. Фауст в искушениях XX века: Гётевский образ в русской и зарубежной литературе. М.: Наука, 2005. 235 с.
20. Ямпольский М. Двойники и заемное Я // https://seance.ru/articles/dvojniki-i-zaemnoe-ya/
Поступила в редакцию 2023-10-11
Опубликована 2024-04-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
407-417