ПАРОДИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ Р.М. РИЛЬКЕ „DRACHENTÖTER“)

  • Марина Геннадьевна Алексеева
    • ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
  • Вера Александровна Фролова
    • ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»
Ключевые слова: волшебная сказка, В.Я. Пропп, функции действующих лиц, лиминальность, смысловые трансформации, пародия

Аннотация

В статье представлены результаты исследования изменений, которым подвергаются функции действующих лиц в волшебной сказке. На материале сказки Р.М. Рильке „Drachentöter“ выявляются трансформации в канонической системе устойчивых элементов: это субституция, перенос в иной исторический контекст, трансформация повествовательной перспективы, трансформация намерений главного героя, а также отсутствие вспомогательных элементов между функциями главных героев, например, осведомление , узнавание или обличение , вследствие чего нивелируются некоторые функции волшебной сказки, например, добыча , свадьба , воцарение . В исследовании предполагается, что молчание главной героини, определяющее весь ход повествования, выступает как противодействие сказочному канону, свидетельствует о лиминальном (переходном) состоянии героини, о смене ее социального статуса. Системные трансформации функций действующих лиц придают литературной сказке пародийную направленность, указывают на изменение социальных ролей женщины конца XIX - начала XX вв.

Литература

1. Атлас А.З. Демифологизация культурных конструктов волшебных сказок в рассказах Анжелы Картер // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 2. С. 182-190.
2. Богданов К А. Очерки по антропологии молчания. Homo tacens. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1998. 352 c.
3. Добровольская В Е. Сюжет ATU 510B «Peau d’Asne» / СУС 510В «Свиной чехол» в русской сказочной традиции // Научный альманах «Традиционная культура». 2019. Т. 20. № 1. С. 20-30.
4. Жепниковска Ивона. Функционально-семантическая значимость молчания в волшебной сказке // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 1. С. 7-29.
5. Королькова П.В. Модификация жанра сказки в современной чешской литературе (на примере произведений А. Микулки «Об олене с пулеметом …» и И. Черницкого «О Сасанке») // Слово.ру: Балтийский акцент. 2015. № 1. С. 81-89.
6. Лушникова Г.И. Трансформация прототекста в современном художественном дискурсе: методология и методы анализа // Гуманитарные науки. 2018. № 3. С. 130-136.
7. Москвин В.П. Методы и приемы лингвистического анализа: монография. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 224 с.
8. Петрова Н.В. Типы модификаций первичных текстов сказок // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2017. Т. 16. № 3. С. 207-213.
9. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 c.
10. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Иллюминатор, 2022. 528 c.
11. Сипкина Н.Я. Антисказка как карнавализованный жанр «серьезно-смеховой» литературы в творчестве В.С. Высоцкого и Р.И. Рождественского // Новый филологический вестник. 2022. № 4 (63). С. 265-275.
12. Трошкова А.О. Трансформация элементов волшебной сказки в современной литературе фэнтези (на материале романа Т. Пратчетта «Мор, ученик смерти» // Научный альманах «Традиционная культура». 2018. Т. 19. № 3. С. 41-47.
13. Тынянов Ю Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
14. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
15. Deutsche Literaturgeschichte. Von Anfängen bis zur Gegenwart / Hrsg. von W. Beutin, K. Ehlert, W. Emmerich, Ch. Kanz u.a. Stuttgart, Weimar: J.B. Metzler-Verlag, 2008. 761 S.
16. Rilke R. M. Der Drachentöter // Die Traumflöte. Märchen, Grotesken, Legenden und andere nicht geheure Geschichten (1900-1945). Berlin: Buchverlag «Der Morgen», 1979. S. 44-49.
Поступила в редакцию 2023-06-28
Опубликована 2024-04-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
457-463