МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗИС ОБРАЗА АВТОРА ЭРИКА-ЭММАНЮЭЛЯ ШМИТТА

  • Ирина Валентиновна Томичева
    • Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
  • Эллина Юрьевна Вечканова
    • Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
  • Наталия Александровна Хлыбова
    • Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
Ключевые слова: художественная литература, творческий путь, композитор, любитель музыки, лингвостилистическая и стилистическая реализация, прозаическое произведение, словесно-художественная система

Аннотация

В произведениях современной франкоязычной художественной литературы встречается не только образ изображаемого, но и образ изображающего - воплощение его точки зрения, определяющей всю структуру художественных образов. Образ автора является цементирующей силой, связывающей все средства выражения литературного произведения в цельную словесно-художественную систему. Он является внутренним стержнем, вокруг которого группируется вся система текста, выражая тем самым внутреннее единство и целостность прозаического произведения. Сюжет и характеры героев - это, прежде всего порождение образа автора. «Образ автора» следует рассматривать не только как результат речевой практики, но и как продукт литературно-художественной культуры писателя. В аспекте системы представлений, а также на уровне лингвостилистической реализации литературного произведения на первый план выступает личность его творца. Вне зависимости от творческого замысла писатель некоторым образом являет в произведении самого себя. В творчестве Эрика-Эмманюэля Шмитта «образ автора» раскрывается как определённая точка зрения, формирующая полноту его самобытного духовно-нравственного отношения к затрагиваемым темам. Точка зрения писателя на описываемые им события отражает его особенный взгляд на жизнь. В статье рассматривается роль музыкального образования и, в частности, знакомство с музыкой Моцарта, Бетховена и Шопена, повлиявшей на формировании образа автора Эрика-Эмманюэля Шмитта. Как духовные наставники и мастера мысли, эти композиторы обозначили экзистенциальный и творческий путь писателя.

Литература

1. Балан Д.К вопросу о философском содержании музыки // Советский композитор. 1963. С. 101-132.
2. Бехтерев В.М. Личность художника в рефлексологическом изучении // Арена: Театральный альманах. 1924. С. 23-44.
3. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. 432 с.
4. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. 350 с.
5. Лохтина М.Н. Личность художника и ее проявление в произведениях искусства: автореф. дис. … канд. филос наук. Л., 1986. 16 с.
6. Alberoni F.Le Choc amoureux. Recherches sur l’état naissant de l’amour. Paris: Ramsay, 1981. 184 p.
7. Schmitt É.-E. Autobiographie virtuelle URL: https://www.eric-emmanuel-schmitt. com/musique.html (дата обращения: 18.05.2023).
8. Constantinescu M. Apprivoisement de l’autre, (re)construction de soi. Les Funambules de l’affection. Maîtres et disciples. Clermont-Ferrand: Presses Universitaires Blaise Pascal, 2009. pp. 527-529.
9. Jankélévitch V. L’Aventure, l’ennui et le sérieux. Paris: Flammarion, 2017. 302 p.
10. Névot A. De l’Un à l’autre. Maîtres et disciples. Paris: CNRS, 2013. 270 p.
11. Noacco C., Bonnet C., Marot P., Orfanos C. Figures du maître. De l’autorité à l’autonomie. Rennes: Presse Universitaire de Rennes, 2013. 364 p.
12. Scarpetta G. L’Impureté. Paris: Grasset, 1985. 389 p.
13. Scheler M. Nature et formes de la sympathie. Contribution à l’étude des lois de la vie émotionnelle. Paris: Payot, 1950. 480 p.
14. Schmitt É.-E. Madame Pylinska et le secret de Chopin. Paris: Albin Michel, 2018. 116 p.
15. Schmitt É.-E. Mes Maîtres de bonheur. Paris: Librairie générale française, 2017. 224 p.
16. Schmitt É.-E. Plus tard, je serai un enfant. Entretiens avec Catherine Lalanne. Paris: Bayard, 2017. 148 p.
17. Schmitt É.-E., Hees J.-L. Entretien avec Éric-Emmanuel Schmitt par Jean-Luc Hees // Grandhiva. Revue d'antropologie et d'histoire. 2017. № 26. pp. 164-179.
18. Steiner G. Maîtres et disciples. Paris: Gallimard, 2003. 208 p.
19. Viart D., Vercier B. La Littérature française au présent. Héritage, modernité, mutations. Paris: Éditions Bordas, 2008. 511 p.
Поступила в редакцию 2023-09-19
Опубликована 2024-04-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
464-474