ТЕРМИНЫ «БЕЛЕЦ» И «ПРОСТЕЦ» В ВИЗАНТИЙСКОМ И ДРЕВНЕРУССКОМ ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ

  • Константин Александрович Костромин
    • Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви
Ключевые слова: миряне, бельцы, простецы, церковное право, Древняя Русь, Канонические ответы, История Русской Церкви, митрополит Иоанн, богослужение, древнерусский социум

Аннотация

Социальные термины в церковно-правовых памятниках не исследовались, однако могут дать новые данные о древнерусском обществе. В Канонических ответах митрополита Иоанна используются термины, которые не вполне понятны в славянском тексте, греческий же оригинал создает дополнительную сложность в их интерпретации. К ним, прежде всего, относятся понятия белец и простец и греческие laikos и kosmikos. 9 правило данных ответов по-разному трактует права мирян и клириков на богослужении, а объединяющий бельцов и простецов запрет заставляет задуматься о том, в чем необходимость различения их статуса. В статье этот вопрос решается путем сравнения применения данных терминов в литературе, в том числе правовой. Если термин laikos был очень распространенным и большого затруднения не вызывает, то применение термина kosmikos было редким и специфичным. В статье исследуются не только сами по себе пары laikoi-бельцы и kosmikoi-простецы, но и иные славянские аналоги указанных греческих терминов, а также в обратную сторону - греческие аналоги славянских терминов. Общий вывод - правовой памятник отражал, прежде всего, византийские церковно-социальные реалии, однако на древнерусской почве его попытались адаптировать к местным реалиям. Laikos противопоставлялся kosmikos, как воцерковленный человек противопоставляется человеку, далекому от церковной жизни. В правиле подчеркивалось, что не только лишенные прав простецы, но и члены христианских общин не имели права садиться во время некоторых моментов богослужения.

Литература

1. Афанасьев Н., прот. Служение мирян в церкви. М., 1995.
2. Неведомы(х) словесъ изложено Георгиемъ митрополито(м) Киевскымъ Герману игоумену въпрашающу оному поведающу // Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. М.: Индрик, 2004. Вып. 11. С. 233-255.
3. Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. К древнейшей истории источников права греко-восточной церкви. СПб., 1914.
4. Василий Великий, свт. Творения: В 2 т. Т. 2: Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009.
5. Вершинин К. В. Мерило Праведное в истории древнерусской книжности и права. М.; СПб.: Нестор-история, 2019.
6. Гайденко П. И., Артёмов С. Н. К истории одного канонического памятника. О возможных причинах появления «Канонических ответов» митрополита Иоанна Продрома // Христианское чтение. 2021. № 4. С. 215-226.
7. Гайденко П. И. К вопросу о статусе мирянина или Несколько наблюдений о церковных наказаниях мирян на Руси XI-XIII вв. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 180-191.
8. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2 т. М.: ГИС, 1958. Т. 1.
9. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / сост. Я. Н. Щапов. М.: Наука, 1976.
10. Канонические ответы митрополита Иоанна II // Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права. Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб., 1880.
11. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: ЛГУ, 1986.
12. Кормчая (номоканон). Отпечатана с подлинника патриарха Иосифа. СПб.: Воскресение, 2004.
13. Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II / [Публ. и примеч.] А. С. Павлова. СПб., 1873.
14. Паисий Святогорец, преп. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. Правила святых апостолов. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019.
15. Паисий Святогорец, преп. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. Правила Вселенских соборов. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019.
16. Паисий Святогорец, преп. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 3. Правила Поместных соборов. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019.
17. Паисий Святогорец, преп. Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 4. Правила святых отцов. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019.
18. Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерусской переводной литературы XI-XII вв. / Подгот. текста, исслед. и коммент. И. Н. Лебедевой. Л., 1984.
19. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб., 1911. Т. 1. Репринт: Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.
20. Словарь древнерусского языка ХI-XIV вв. Т. 1 (а - възаконятися) / гл. ред. Р. И. Аванесов. М., 1988.
21. Словарь древнерусского языка ХI-XIV вв. Т. 9 (провадити - ражьзизаиемъ) / гл. ред. В. Б. Крысько. М., 2012.
22. Срезневский И. И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897.
23. Турилов А. А. Варлаам и Иоасаф // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 619-625.
24. Фроянов И. Я. Лекции по русской истории. Киевская Русь. СПб.: Изд-во «Русская коллекция», 2015.
25. A Patristic Greek Lexicon / Edited by G. W. H. Lampe. Oxford: Clarendon Press, 1961.
26. Bibliotheca juris canonici veteris. Tomus secundus, insgniores antiquorum canonum collectors graecos. Lutetiae Parisiorum, 1661.
27. Iossifides A. M. Earthly lives and life everlasting: secular and religious values in two convents and a village in Western Greece. Thesis submitted for Ph.D. London School of Economics and Political Sciences, 1990.
28. John Damascene, St. Barlaam and Joasaph / Ed. G. R. Woodward, H. Mattingly. London: William Heinemann LTD, Cambridge: Harvard University Press., 1937.
29. Saint Basil. The Letters, in Four Volumes / Ed. R. J. Deferrari. London: William Heinemann; New York: G.P. Putnam's Sons, 1926. Vol. 1.
30. Thompson J. W. Outside the Camp: A Study of Heb 13:9-14 // The Catholic Biblical Quarterly. 1978. No. 40. P. 53-63.
31. Πηδάλιον της νοητής νηός, της Μίας Αγίας, Καθολικής και Αποστολικήs των ορθοδόξων Εκκλησίας: Ήτοι άπαντες οι ιεροί και θείοι κανόνες των αγίων οικουμενικών Συνόδων, των τοπικών, και των κατά μέρος θείων πατέρων, ελληνιστί μεν, χάριν αξιοπιστίας εκτιθέμενοι, δια δε της καθ’ ημάς κοινοτέρας διαλέκτου, προς κατάληψιν των απλουστέρων ερμηνευόμενοι παρά Αγαπίου Ιερομονάχου, και Νικοδημου Μοναχού. Νυν δε το τέταρτον υπό Α. Στ. Γεωργίου και του συνεργήσαντος Απ. Φερετόπουλου. Αθήναι, 1886.
Поступила в редакцию 2023-11-09
Опубликована 2024-06-28
Раздел
Конференция памяти Игоря Яковлевича Фроянова, Ижевск-Витебск, 16-17 ноября 2023 г.
Страницы
604-610