ДУНАЙ И ЕГО ВРЕМЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ЭПИЧЕСКОГО ГЕРОЯ

  • Степан Викторович Козловский
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет»
Ключевые слова: Древняя Русь, былины, эпос, историография, социальная практика

Аннотация

Изучение Былин о Дунае породило значительную историографию, показывающую существенный разброс мнений ученых относительно времени, места создания и происхождения сюжетов, в которых он упоминается. Образ Дуная используется в нескольких сюжетах, каждый из которых имеет несколько исторически обоснованных интерпретаций. Это приводит к невозможности использования эпических материалов иначе, чем в рамках эпохи, но с оговорками, так как один из сюжетов, связанных с образом Дуная, явно принадлежит к более позднему времени, чем период складывания былин. Тем не менее, отрицать наличие архаических черт образа Дуная, связанных с сюжетом о героическом сватовстве, также невозможно. Перспективы преодоления очевидного тупика в данной области зависят от совершенствования методики работы с эпическими текстами и появления новых подходов к изучению материала. В статье анализируются современные отечественные исследования (XXI века), связанные с изучением образа богатыря Дуная.

Литература

1. Долгов В. В. Русский героический эпос как источник реконструкции элементов сознания народов Древней Руси XI - XIII веков: к вопросу об эпической картине социального быта // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 15 (116). С. 15-22.
2. Козловский С. В. Отражение древнерусской социальной практики в былине «О Добрыне и Маринке» // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2016. Т. 26. № 4. С. 59-67.
3. Кульсарин Н. Г. Мотив сватовства героя в башкирском и русском героическом эпосе // Вестник Башкирского университета. 2012. № 2. Т. 17. С. 1015-1017.
4. Миронов А. С. Миронов А. С. Аксиологический анализ былин о Дунае и Потыке // Проблемы исторической поэтики. Санкт-Петербург, 2020. Т. 18. С. 20-46.
5. Миронов А. С. Личная честь героя в русских былинах // Литература в школе. 2021. № 2. С. 9-22.
6. Петров Н. В. Брачные коллизии в былинном эпосе // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 7. С. 153-163.
7. Пузанов В. В. Государство и общество Древней Руси глазами современников (X- начало XII века) Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2012. 240 с.
8. Родионов М. С. Метод стемм при решении проблемы исторической хронологии вариантов фольклорного текста (на примере былины «Бой Добрыни с Дунаем») // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 30. С. 136-141.
9. Салмин С. А. Эпический сюжет в прикладном искусстве Средневековья: опыт интерпретации графического текста (рог из Черной могилы) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69). С. 119.
10. Тадевосян Т. В. Человеческие жертвоприношения и каннибализм (на материале нартского эпоса и русских былин) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Эпосоведение. 2018. № 1 (9). С. 100-107.
11. Тихомирова О. Ю. Былина о богатыре Дунае (сюжетный тип): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 18 с.
12. Харькова С. Ю. Гидронимы в северно-русских былинах // Русский фольклор: материалы и исследования. 2018. Т. 37. С. 408-475.
Поступила в редакцию 2023-10-16
Опубликована 2024-06-28
Раздел
Конференция памяти Игоря Яковлевича Фроянова, Ижевск-Витебск, 16-17 ноября 2023 г.
Страницы
673-677