ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

  • Ирина Борисовна Ворожцова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Марина Сергеевна Кручинина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: образовательная среда, сопровождение образовательной деятельности, речевые практики, проектная деятельность, игровая технология, социокультурная адаптация

Аннотация

В статье обсуждается проблема качества обучения иностранных студентов в российских вузах на всех ступенях высшего образования. Студентов-иностранцев принимают многие высшие учебные заведения страны, и они сталкиваются со схожими трудностями, которые накладываются на их учебные заботы: страна, о которой они мало информированы, иные климатические условия, образ жизни, ее обустройство, незнание языка. В работе представлен обзор наиболее распространенных организационных и управленческих мер, педагогических решений, наработанных педагогическим сообществом для облегчения социальной адаптации иностранных студентов. Он показывает ориентацию на использование образовательного потенциала социокультурной среды и нацеливает на вовлечение студентов-иностранцев в различные виды внеаудиторной познавательной, научно-исследовательской, досуговой деятельности. Опираясь на опыт обращения к жизненному и познавательному инокультурному ресурсу в ходе обучения русскому языку, иностранные студенты видят возможность его использования в более широком образовательном контексте - деятельности общественных организаций. Описывается работа Международного студенческого клуба, общественной организации УдГУ, рассматриваются направления его деятельности, участие в ней иностранных студентов, обсуждаются основные технологии вовлечения иностранных студентов в совместную с российскими студентами социально содержательную деятельность - проектирование и игру. В статье дается описание ряда проектных работ и деловых игр. Сформированная образовательная среда обеспечивает взаимодействие российских и иностранных студентов и отличается многоязычностью, равноправием участников, неформальностью общения, свободой для реализации творческих идей, открытостью для новых участников, а также повышенной продуктивностью. Она способствует освоению ими новых и разнообразных речевых практик в устной и письменной коммуникации, их познавательной активности в изучении новой социокультурной среды, помогает отрабатывать профессиональные умения.

Литература

1. Айнутдинова И.Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 23 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Аркадьева Т.Г., Васильева М.И., Владимирова С.С., Федотова Н.С., Шарри Т.Г. Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (особенности и трудности в работе с иностранными студентами) // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: сб. трудов конф. СПб., 2012. С. 344-349.
4. Бурдуковская Е.А., Леонов А.К., Чжэн Вэньчжу. Профессиональная подготовка иностранных студентов в вузах России и Китая в контексте социальной адаптации обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 10 (54). С. 117-122.
5. Воробьева Г.В., Батурина Л.А. Перспективные направления социальной и языковой адаптации иностранных студентов (из опыта работы ассоциации иностранных студентов Волгограда) // Вестник Тульского государственного ун-та. Сер. Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2018. № 1 (17). С. 18-21.
6. Ворожцова И.Б. Деятельностные технологии в обучении языку. Ижевск, 2013. 90 с.
7. Ворожцова И.Б., Урсегова Е.Б. Обучение чтению художественной литературы на русском языке как иностранном: деятельностный подход, читательские и речевые практики // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2015. Т. 25, вып. 3. С. 151-157.
8. Ворожцова И.Б. О ресурсе речевой коммуникации в педагогической деятельности // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25, вып. 3. С. 67-72.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с. URL: https://urait.ru/ bcode/437760 (дата обращения: 13.05.2020).
10. Глоссарий современного образования / под ред. В.И. Астаховой, А.Л. Сидоренко. Харьков: ОКО, 1998. 272 с.
11. Гурко Д.Д., Тростянская И.Б., Сёма Е.Ю., Барсуков А.А., Полихина Н.А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования / Министерство науки и высшего образования РФ. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2019. 308 с.
12. Деятельностные технологии в вузовском обучении: подходы и опыт Удмуртского университета / Э.Р. Ахметзянов, М.В. Бовина, И.Б. Ворожцова [др.]. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 283 с.
13. Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2001.
14. Иванова Г.П., Логвинова О.К., Широкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 60-69.
15. Иванчин С.А., Куц А.В. Социализация иностранных студентов в Пензенском государственном университете. Пенза: Издательство ПГУ, 2017. 203 с.
16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
17. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8, ч. 2. С. 284-288.
18. Кручинина М.С. Создание речевой среды на уроке чтения художественной литературы в иноязычной аудитории // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2019. Т. 29, вып. 2. С. 341-348.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 115 с.
20. Морозова Ю.В. К вопросу адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). С. 129-132.
21. Овечкин В.П., Причинин А.Е. Особенности учебного проектирования // Школьные технологии. 2017. № 1. С. 31-37.
22. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов / И.Б. Ворожцова, Т.Б. Ворожцова, Л.С. Колодкина [и др.]; под ред. И.Б. Ворожцовой. Ижевск: ERGO, 2011. 143 с.
23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.10.2014 г. № 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» [Электронный источник]. URL: https://base.garant.ru/70805592 (дата обращения: 13.05.2020).
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
25. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А., Паршина Т.Б. Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза // Сибирский пед. журнал. 2008. № 9. С. 74-85.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.
27. Ставцева И.В. Формирование читательской компетентности студента как базовой составляющей информационной культуры личности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань. 2014. 24 с.
28. Фортова Л.К. Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза // Молодой ученый. 2019. № 10 (248). С. 63-65.
29. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Выстороп О.Г. Исследование социальной адаптации иностранных студентов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 295-297.
Поступила в редакцию 2020-06-13
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
430-440