ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВЫПУСКНИКА ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Алла Викторовна Федулова
    • Высшая школа современных социальных наук (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Ирина Александровна Соловьева
    • Высшая школа современных социальных наук (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: трудоустройство выпускников, критерии сформированного человеческого капитала российских студентов, анкетный опрос

Аннотация

Исследуются проблемы востребованности на рынке труда выпускников российских вузов. Рассмотрены основные теоретические подходы к изучению человеческого капитала. Разработаны критерии оценки сформированности человеческого капитала студентов в вузе: в образовательной, производственной, научно-исследовательской, инновационной, социально-коммуникативной, общественной видах деятельности. Выделены критерии оценки готовности студентов к инициативному совершенствованию и преобразованию своей деятельности в вузе и в самих себя. По результатам анкетирования студентов различных факультетов и интервьюирования преподавателей выявлены возможности и препятствия человеческого капитала студентов в современном вузе. Выявлены недостатки разработки и реализации программ различных видов практик, обеспечения участия студентов в научно-исследовательской деятельности, недостаточный уровень владения одним или несколькими иностранными языками, низкий уровень мобильности студентов. В то же время отмечены целеустремленность, интеллект, инициативность, коммуникабельность большинства студентов, их стремление к саморазвитию, наличие сформированной готовности к дальнейшему получению образования.

Литература

1. Авраамова Е. Почему каждый четвертый выпускник вуза в России не может найти работу. URL: https://incrussia.ru/news/pochemu-kazhdyj-chetvertyj-vypusknik-vuza-v-rossii-ne-mozhet-najti-rabotu/ (дата обращения: 07.09. 2017).
2. Аникин А.В. Достославный сэр Уильям Петти // Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. С. 54-82.
3. Антюхов А.В., Фомин Н.В. Теоретическая модель формированиия профессиональной компетентности выпускника вуза. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-vypusknika-vuza (дата обращения: 10.05.2017).
4. Бехманн Г. Общество знания - трансформация современных обществ // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2010. С. 47.
5. Блауг М. 100 великих экономистов до Кейнса. СПб.: Экономикус, 2008. С. 246-257.
6. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год/ под ред. Л.М. Григорьева, С.Н. Бобылева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. 260 с. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/7198.pdf (дата обращения: 19.03.2017).
7. Бурдье П. Символический капитал // Практический смысл. Кн. 1. Гл. 7. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/ basis/3069/3078 (дата обращения: 22.03.2017).
8. Бурдье П. Формы капитала. Пер. с англ. М. С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. №5. С. 61.
9. Быченко Ю.Г. Социологическая концепция человеческого капитала. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2000. 112 с. URL: http://www.inspp.ru/index.php?option=com_content&task=view& id=84&Itemid=0 (дата обращения: 22.12.2016).
10. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2016.
11. Веблен Т. Теория праздного класса. Прогресс; М., 1984. URL: http://www.library.fa.ru/files/Veblen.pdf (дата обращения: 19.03.2017).
12. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1994.160 с.
13. Друкер П. Посткапиталистическое общество. URL: http://iir-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1067.html (дата обращения: 20.03.2017).
14. Дюркгейм Э. Разделение общественного труда / пер. с фр. А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. М.: Канон, 1996. 432 с.
15. Зиммель Г. Философия денег. URL: http://www.srinest.com/book_897_chapter_13_Georg_Zimmel_ FILOSOFIJA_DENEG.html (дата обращения: 04.04.2017).
16. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Векторы повышения креативного потенциала человеческого капитала в сфере высшего образования // Вестн. ВолГУ. 2003. № 6. С. 64-72.
17. Капелюшников Р.И. Вклад Гэри Беккера в экономическую теорию / Г.С. Беккер. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 645-671.
18. Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале // Государственный университет - Высш. шк. экономики. М., 2008. 55 с.
19. Коротков А.В., Онишко Е.В., Редченко А.И. Индикативный анализ в исследованиях человеческого капитала. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/indikativnyy-analiz-v-issledovaniyah-chelovecheskogo-kapitala (дата обращения: 07.05.2017).
20. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. №3. С. 122.
21. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. №5. С. 3-12.
22. Лист Ф. Национальная система политической экономии. URL: http://samoderjavie.ru/list (дата обращения: 22.03.2017).
23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд. Т. 25. Ч. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 380-381.
24. Миронова И.Е. Проблемы оценивания компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО М.: Финансовый университет, 2013. В 2 ч. Ч.1. С.76-81.
25. Москалев И.Е. Качественные характеристики социальных изменений в контексте общества знаний//Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр./ РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социол. и социал. психологии; Отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2010. С. 104-105.
26. Новиков А.М. Профессиональное образование и национальная безопасность России. URL: http://www.anovikov.ru/ artikle/bez.htm (дата обращения: 19.03.2017).
27. Осипов Г.В., Кара-Мурза С.Г. Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР. М.: Книжный дом «Либроком», 2012.
28. Пересыпкина В.В. Система оценки показателей человеческого капитала в инновационном вузе. URL: http://rreconomic.ru/journal/economic/article/685/ (дата обращения: 07.05.2017).
29. Предмет и метод теории информационной экономики. Сб. науч. трудов «Экономическая теория на пороге XXI в.» / под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е.С. Зотовой. М.: Юристъ, 1998. С. 497-519.
30. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. № 4. С. 20-32.
31. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
32. Семенов Е.В. Человеческий капитал в сфере науки // Вестн. международных организаций. 2007. № 4 (12). URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/11/1268031295/chelkap.PDF (дата обращения: 19.03.2017).
33. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 435 с.
34. Скоблякова И.В. Критерии развития постиндустриального общества и роль человеческого капитала. URL: http://umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2006/1/Skobliykova.pdf (дата обращения: 07.05.2017).
35. Холина Л.И., Аколупина Р.Р. Человеческий капитал и образование как его главная составляющая. URL: http://www.litera.instet.ru/admin/pdf/20101113132335file.pdf (дата обращения: 19.03.2017).
36. Штер Н. Социология знания. URL: http://jour.isras.ru/upload/journals/1/articles/737/submission/original/737-1335-1-SM.pdf (дата обращения: 10.05.2017).
37. Шумпетер И. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса / пер. с англ. Н.В. Автономовой, И.М. Осадчей, Н.А. Розинской; под науч. ред. В.С. Автономова. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. С. 117-161.
38. Burt R.S. A note on a Social Capital and Network Content // Social Networks.1997. №19. P. 355-373.
39. Lin N. Social Capital: A Theory of Social Structure and Action. Cambridge: Cambridge University Press. 2002. P. 19-28.
40. Smelser N. Economy and Society (with Talcott Parsons). London: Routledge and Kegan Paul, 1956. Translated into Italian and Japanese.
41. Putnam R.D. Bowing Alone: America’s Declining Social Capital // Journal of Democracy.1995. №6. P. 65-78.
42. Woolcock M., Narayan D. Social capital: Implications for Development Theory, Research, and Policy // The World Bank Research Observer. 2000. Vol. 15. №2. P. 229-230.
Поступила в редакцию 2017-09-17
Опубликована 2017-12-24
Раздел
Социология
Страницы
397-408