ПАЦИЕНТ-ЦЕНТРИСТСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА СЕЛЕ

  • Наталья Леонидовна Антонова
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
  • Михаил Вячеславович Клейменов
    • ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Ключевые слова: медицинское обслуживание, пациент-центристский подход, врачи, пациенты, село

Аннотация

Раскрывается пациент-центристский подход в системе медицинского обслуживания на селе, суть которого заключается в том, что целевой установкой врача становится ориентация не только на избавление пациента от конкретного заболевания или снижения его симптомов, но и стремление включить больного в освоение активных практик соблюдения здорового образа жизни, самостоятельного сохранения и восстановления жизненных сил организма. Пациент-центристский подход в системе медицинского обслуживания ведет к возникновению нового уровня доверия. Пациент рассматривает врача как специалиста, который способен разобраться в совокупности факторов, влияющих как на возникновение самой болезни, так и на средства ее преодоления, а также обеспечения длительного здорового состояния организма. Опираясь на опрос пациентов Курганской (n=300) и Свердловской областей (n=300), а также интервью с медицинским персоналом, работающим на селе (n=16), в статье утверждается, что медицинское обслуживание на селе воспроизводит идеологию патернализма, затрудняющую реализацию пациент-центристского подхода. Это связано с воспроизводством и углублением социального неравенства, снижением доступности медицинских услуг сельскому жителю, отсутствием выбора врача и медицинского учреждения, а также снижением доверия и уважения к медицинскому персоналу. Длительность проживания медработника на селе может стать фактором формирования пациент-центристского подхода в системе медицинского обслуживания и служить становлению здоровьесберегающих практик селян. Современная российская система медицинского обслуживания тормозит переход от болезнь-центристской к пациент-центристской ориентации, несмотря на провозглашение новых стандартов и норм здорового образа жизни. Медицинский работник остается наставником для пациента и практически не участвует в становлении культуры здоровьесбережения сельского жителя.

Литература

1. Бавыкин М.В., Кукленко В.Г., Ремизова С.П. Опыт взаимодействия государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница с сельским муниципальным здравоохранением Челябинской области» // Вестн. Челябинской областной клинической больницы. 2011. № 3 (14). С. 5-7.
2. Жукова М.В. Анализ развития рынка платных медицинских услуг и ДМС в России // Изв. Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. 2012. №1-1. С. 414-423. URL: http://cyberleninka.ru/article/ n/analiz-razvitiya-rynka-platnyh-meditsinskih-uslug-i-dms-v-rossii (дата обращения: 27.05.2017).
3. Паперная Г. Платные медицинские услуги // РБК+. 2016. № 9. С. 94-103.
4. Солодухина Д.П. Социологическая концепция медицинской помощи пациентам с хроническими терапевтическими заболеваниями: автореф. дис. … докт. социол. наук. Волгоград, 2015. 23 c.
5. Шишкин С.В. и др. Анализ различий в доступности медицинской помощи для населения России. Независимый институт социальной политики. М., 2007. 52 c.
6. Неврология: национальное руководство / под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцовой, А.Б. Гехт. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.1040 с.
7. Новости. Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs317/ru/ (дата посещения: 12.05.2017).
8. Численность населения по муниципальным образованиям. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата посещения: 12.05.2017).
9. Nunes C.A.F. Готовность больного астмой к сотрудничеству с врачом // Астма. 2009. Т. 10. № 1. С. 37-39.
10. Микиртичан Г.Л., Каурова Т.В., Очкур О.К. Комплаентность как медикосоциальная и этическая проблема педиатрии // Вопр. современной педиатрии. 2012. Т. 11. № 6. C. 5-10.
11. Пьянзова Т. В. Вопросы взаимоотношений в диаде врач-пациент // Туберкулез и болезни легких. 2014. Т. 91. № 1. C. 3-7. URL: http://tibl-journal.com/wp-content/uploads/journals/2014/1/3_7_63da64af.pdf (дата обращения: 15.02.2017).
12. Силкина А.А., Саншокова М.К., Сергеева Е.С. Синдром «эмоционального выгорания» среди врачей различных специальностей в России и за рубежом // Медицинские интернет-конференции. URL: https://medconfer.com/ node/4331 pdf (дата посещения: 18.06.2017).
13. Майсак Н.В., Маджаева С.И. Девиативный медицинский дискурс как неэффективный стиль взаимодействия врача и пациента // Астраханский мед. журн. 2010. № 5. С. 133-137.
14. Марченко-Тябут Д.А. Личностная и реактивная тревожность у врачей различных специальностей // Медицина. 2005. № 2. С. 79-82.
15. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки // Большая медицинская энциклопедия. М., 1928. Т. 5. С. 697-700.
16. Beisecker A.E. Patient Power in Doctor-Patient Communication: What Do We Know? // Health Communication. 1990. № 2. P. 105-122.
17. Thomasma D.C. Models of the Doctor-Patient Relationship and Ethics Committee: Part Two // Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics. 1994. № 3. P. 10-26.
18. Коммуникация врача и пациента: прошлое, настоящее, будущее (исторический и медико-социологический анализ) / К.В. Кузьмин, Е.В. Семенова, Л.Е. Петрова, А.Г. Закроева; ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. Екатеринбург: Изд-во УГМУ. 2016. 303 c.
19. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М.: 2003. 364 c.
Поступила в редакцию 2017-09-10
Опубликована 2017-10-25
Раздел
Социология
Страницы
286-293