ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИХ АКАДЕМИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

  • Марина Николаевна Макарова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Мария Александровна Коротких
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: мотивация, студенты, самодетерминация, целедостижение, уверенность в себе, индивидуализм

Аннотация

В статье предпринята попытка применить теорию целедостижения и самодетерминации для исследования проблемы взаимосвязи мотивации студентов к обучению с их ценностными ориентациями (индивидуализм - коллективизм, отношение к обучению в вузе) и определенными академическими (успеваемость) и социальными (пол, курс, направление обучения и др.) характеристиками. Ориентация мастерства (усовершенствование знаний и умений, стремление понять материал) чаще всего положительно связана с внутренней мотивацией и успеваемостью. Результативная цель (ориентация на демонстрацию компетенций, сравнение себя с другими) позитивно коррелирует с успеваемостью и индивидуалистскими ориентациями. Уверенность в себе в наибольшей степени связана с полом, успеваемостью и удовлетворенностью обучением. Внутренняя мотивация положительно коррелирует с удовлетворенностью учебой и желанием работать по специальности, а индивидуализм и значимость оценок - с успеваемостью. Студенты, ориентированные на получение знаний, в большей степени мотивированы и на получение желаемой профессии и удовлетворены получаемым образованием. Индивидуализм также может способствовать высокой мотивации к обучению и развитию образовательных достижений. Формирование индивидуалистических ценностей конкуренции и самостоятельности больше способствует повышению успеваемости и успешности студентов, нежели коллективистские ценности. Анализ показал взаимосвязь образовательных достижений и желания осваивать знания, получать высокие результаты и самостоятельно выстраивать образовательную траекторию в условиях конкуренции. Отмечается, что значимость оценки результатов своего обучения для студента также может положительно повлиять на его успеваемость.

Литература

1. Давыдова М.А. Приверженность молодежи ценностям индивидуализма: характеристики терминальных и инструментальных ценностей // Вестник Адыгейского университета. Сер. Регионоведение, философия, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2012. Вып.4. С. 17-26.
2. Давыдова М.А. Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования). Перепечатка с сайта Социологического института РАН (URL: http://www.si.ras.ru). URL: http://www.civisbook.ru/ files/File/Davidova.pdf
3. Латова Н.В., Латов Ю.В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социс. 2007. № 11. С. 90-98.
4. Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
5. Никитина О.П. Особенности формирования уверенности в себе студентов // Педагогическое образование в России. 2015. № 1 С. 136-138.
6. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Вып. 1, ч. 2. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1996. С. 132-138.
7. Цылев В.Р., Дюмина Н.Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 143-151.
8. Шейнов В.П. Уверенность в себе и психологический пол // Системная психология и социология. 2016. № 19. URL: http://systempsychology.ru/journal/2016_19/351-v-p-sheynov-uverennost-v-sebe-i-psihologicheskiy-pol.html (дата обращения: 10.06.2017).
9. Anderman E.M. The effects of personal, classroom, and school goal structures on academic cheating. Psychology of academic cheating / edited by Eric M. Anderman, Tamera B. Murdock. Amsterdam; Boston: Elsevier Academic Press, 2006.
10. Anderman E.M., Koenka A.C. The Relation Between Academic Motivation and Cheating // Theory Into Practice. 2017. Vol. 56, iss. 2. P. 95-102.
11. Vansteenkiste M., Lens W., Deci E.L. Intrinsic Versus Extrinsic Goal Contents in Self-Determination Theory: Another Look at the Quality of Academic Motivation // Educational Psychologist, 2006. Vol. 41, iss. 1. P. 19-31.
Поступила в редакцию 2017-09-05
Опубликована 2017-10-25
Раздел
Социология
Страницы
294-301