КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ КАК КРИТЕРИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Александр Олегович Грудзинский
    • ФГАУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского»
  • Ольга Александровна Палеева
    • ФГОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Ключевые слова: инновационное общество знаний, функциональность образования, компетентностная модель образования, учебно-познавательные и предпринимательские компетенции, компоненты группы учебно-познавательных и предпринимательских компетенций

Аннотация

Обсуждается понятие функциональности высшего образования в современном обществе. Указывается, что требования к результатам обучения меняются в соответствии с изменением запросов общества и экономики. Трансформация индустриального общества в инновационное общество знаний привела к смене парадигмы высшего образования. В настоящее время в дополнение к «гумбольдтовской паре» - «наука-образование» - в основы университетской деятельности включается предпринимательство, ведущее к коммерциализации научных новшеств, то есть инновационная деятельность. Новая университетская парадигма постулируется как «треугольник знаний» - «наука, инновации, образование». Современное функциональное образование должно отвечать этой новой парадигме. В качестве критерия функциональности высшего образования рассматривается компетентностная модель, принятая в системе высшего образования и, в случае России, зафиксированная в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. С учетом новой парадигмы высшего образования предлагается включить в состав набора групп компетенций самостоятельную группу учебно-познавательных и предпринимательских компетенций (УППК), поскольку творчество и предпринимательский настрой людей являются движущей силой развития инновационного общества знаний. Приводятся результаты исследования эволюции компетентностной модели образования в развитых странах. В частности, рассмотрены три базовых подхода к оценке качества результатов образования на основе компетенций: поведенческий (США), функциональный (Великобритания) и многомерный и целостный (Франция и Германия). В статье также приводятся результаты авторского социологического исследования в целях изучения мнения студентов и преподавателей относительно компетенций, повышающих функциональность образования, а также результаты изучения 50 стандартов ФГОС ВО бакалавриата с целью определения их ориентированности на обеспечение компетенций специалиста, требуемого в условиях инновационного общества. На основании результатов исследования предлагается усовершенствованная компетентностная модель ФГОС ВО для первого уровня высшего образования, обеспечивающая функциональность образования в современном обществе.

Литература

1. Документы саммита G8 в Санкт-Петербурге. URL: http://g8russia.ru/docs/10.html.
2. Экономика и социология знания: итоги и перспективы. Отчеты по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Экономика и социология знания» / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: ИСПИ РАН, 2012. 892 с.
3. Frank D.J., Meyer J.W. University expansion and the knowledge society // Theory & society. 2007. № 4. P. 287-311.
4. Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2003. С. 17.
5. Росновская Л.В. Компетентностная модель молодого специалиста в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. С. 145-150.
6. Leape L.L., Fromson J.A. Problem doctors: is there a system-level solution? // Annals of Internal Medicine. 2006. № 144 (2). P. 107-115.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
8. Новиков А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. 203 с.
9. Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. 2005. № 1. P. 27-46.
10. Spencer L.M., McClelland D.C. and Kelner S. Competency Assesment Methods. Boston, M. A.: Hay/McBer, 1997. 379 р.
11. Minoru T. Aufbruch in die Wagnisrepublik. Neue Chancen für den Standort Deutschland. Düsseldorf: Econ Verlag, 1998. 295 s.
12. Straka G.A. Neue Lernformen / Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut für Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005.111 s.
13. Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопр. информатизации образования. 2011. Сент.-дек. С. 56.
14. Грудзинский А.О., Палеева О.А. Компетентностный подход как основа функционального высшего образования в США и Германии: опыт для России // Вестн. Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2(1). С. 25-34.
15. Грудзинский А.О., Палеева О.А. Учебно-познавательная компетенция как базовый элемент функционального образования // Вестн. Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1(37). С. 107-115.
16. Грудзинский А.О., Палеева О.А. Функциональность образования в оценке акторов процесса // Вестн. Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 3(43). С. 75-82.
Поступила в редакцию 2017-03-28
Опубликована 2017-03-31
Раздел
Социология
Страницы
16-26