ОЦЕНКА РОДИТЕЛЯМИ ПРАКТИК ПРЕПОДАВАНИЯ УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

  • Татьяна Анатольевна Власова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: социология образования, этнокультурные программы, родительские сообщества, региональная политика

Аннотация

Сравниваются установки родителей по отношению к курсам изучения родного языка в городских и сельских школах Удмуртской Республики. Этнокультурные программы могут восприниматься родителями как образовательный ресурс, позволяющий приобрести полезные учебные и внеучебные знания, или как неэффективная дополнительная нагрузка в школе. Социологическое исследование, которое проводилось методом анкетного опроса, было нацелено на то, чтобы выявить не только культурные, но и социальные различия семей, которые влияют на образовательные стратегии детей. Поддерживают существование этнокультурных программ с изучением родного языка те родители, которые имеют устойчивую этническую идентичность, живут в условиях активного использования удмуртского языка в качестве средства повседневного общения. Это - сельские жители, которые рассчитывают на то, что дети, независимо от будущего обучения и типа занятости, будут поддерживать связь с семьей и локальной общиной. Критически к этнокультурным программам настроены те жители города и села, которые живут в условиях доминирующего (русского) языка.

Литература

1. Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Аккультурационные стратегии учащийся молодежи Якутии // Социологические исследования. 2009. №3. С. 108-115.
2. Брагина Д.В. К вопросу о влиянии культурного фактора на социально-экономическое неравенство в Республике Саха (Якутия) // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М.: Academia, 2002. С. 360-369.
3. Гарипов Я.З. Языковое развитие полиэтнического региона // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 64-69.
4. Добрушина Н.Р. Язык и идентичность малого народа: быть или не быть // Социологические исследования. 2009. №6. С.77-81.
5. Коротеева В.В. Динамика социально-профессионального состава этнических групп и проблемы интеграции // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М.: Academia, 2002. С. 25-60.
6. Мусина Р.Н. Этнокультурные ценности и социальные ориентации в условиях социально-экономической трансформации общества: пример Татарстана // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М.: Academia, 2002. С. 348-358.
7. Мухарямова Л.М., Андреева А.Р. Феномен национальной школы в социологических ракурсах. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. 268 с.
8. Намруева Л.В. Как калмыки знают свой язык // Социологические исследования. 2010. № 4. С.138-141.
9. Тишков В.А., Новикова Н. Законодательный ресурс этнокультурного развития // Российская нация: становление и этнокультурное многообразие. М.: Наука, 2011. С. 62-74.
10. Федорова К.С., Баранова В.В. Русский язык - язык большинства // Язык, общество и школа. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 85-89.
11. Ходжаева Е. Татарский язык в школах Татарстана: общественные дебаты и мнение населения // Неприкосновенный запас. 2011. №6. URL: http://www.nlobooks.ru/node/1589 (дата обращения: 26.03.2012).
12. Graney K.E. Education Reform in Tatarstan and Bashkortostan: Sovereignty Projects in Post-Soviet Russia // Europe-Asia studies. 1999. Vol. 51. N. 4. P. 611-632.
13. Kozol J. The Shame of the Nation. The Restoration of Apartheid Schooling in America. New York: Crown Publishers. 2005. 404 p.
Поступила в редакцию 2017-02-18
Опубликована 2017-03-31
Раздел
Социология
Страницы
35-47