СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ И ОСМЫСЛЕНИЕ

  • Наталья Леонидовна Антонова
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
  • Анатолий Васильевич Меренков
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: социокультурное пространство, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, педагоги, семья, родители

Аннотация

Рассматривается социокультурное пространство дошкольной образовательной организации как совокупность связей и отношений между субъектами, показателей функционирования образовательного учреждения и его ресурсного обеспечения; представлена оценка родительской общности его влияния на развитие ребенка. Материалы эмпирико-социологического исследования показывают, что родители дают высокую оценку профессионализму педагогической общности, одной из задач которой в современных условиях становится формирование у детей потребности в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии. По мнению родительской общности, социокультурное пространство дошкольной образовательной организации оказывает позитивное влияние прежде всего на становление культуры здоровьесбережения и коммуникативное развитие. Педагогами и родителями отмечаются проблемы нравственного развития детей с учетом их индивидуальности. К социальному заказу родители относят необходимость формирования тех умений и навыков, которые будут способствовать успешному включению ребенка в образовательную деятельность в школе, освоению норм и правил общения с разными людьми.

Литература

1. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
2. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. СПб.: Детство-пресс, 2010. 272 с.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р, 2 // Рос. газ., 1 июня, 2015.
4. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 12.03.2017).
5. Шпаковская Л.Л. Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13, № 2. С. 211-224.
6. Nance R. The importance of early childhood education. Roles of Play, Language, Socialization, Formation of Values. Quest Paper. 2009. URL: http://www. fwquestclub.com/welcome_files/papers/childhood_education.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
Поступила в редакцию 2017-03-17
Опубликована 2017-03-31
Раздел
Социология
Страницы
48-53