КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИМИДЖА ГОРОДА САРАНСКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Елена Николаевна Гусева
    • Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Ключевые слова: социокультурный имидж, городская идентичность, территориальный маркетинг, туристическая привлекательность, инвестиционная привлекательность, качество жизни

Аннотация

Рассматривается процесс конструирования привлекательного социокультурного имиджа столицы Республики Мордовия - г. Саранска как условие формирования позитивной территориальной идентичности населения, как городской, так и республиканской. Были оценены визуальная айдентика и ассортимент сувенирной продукции г. Саранска. Результаты проведенного автором опроса методом анкетирования позволили выявить представления и ожидания населения города относительно текущего и желаемого имиджа г. Саранска. Одним из основных факторов повышения привлекательности Саранска для текущих и потенциальных жителей руководство Мордовии считает его статус столицы республики в составе России, в которой титульный этнос - мордва принадлежит к финно-угорской языковой группе. Слагаемой социокультурного имиджа и привлекательности территории является визуальная айдентика. При содействии организационного комитета ФИФА-2018 производится маркетинг Саранска, создаются новые символы города, подчеркивающие его самобытность и богатое культурное наследие. Наблюдается развитие рынка сувенирной продукции, в социокультурной составляющей которой преобладают этнические компоненты (главным образом мордовские) и религиозные (православные храмы, из которых наиболее тиражируемым является изображение относительно недавно построенного кафедрального собора Святого праведного воина Феодора Ушакова). Сувенирная продукция формирует образ Саранска как столицы православного и этнически специфического региона России. Кроме того, присутствует и общегородская символика, например, продукция с изображениями этнически нейтральных исторических и архитектурных достопримечательностей города.

Литература

1. Абышева Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социально-управленческий аспект : дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород, 2005. 161 с.
2. Бондаренко Е. В. Манифестирование имиджа региона средствами массовой информации: дис. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2012. 182 с.
3. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 49-57.
4. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. № 2. С. 12-24.
5. Кирдин В.Н. Имидж регионов: базовые определения // Publicity. 2006. № 1. С. 12-15.
6. Линючева М.В. Теоретические основы изучения имиджа организации с позиции феноменологической социологии М.В. Линючева // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 8-31.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики «Мордовиястат». URL: http://mrd.gks.ru
8. Официальный туристско-информационный портал Республики Мордовия. URL: http://turizmrm.ru
9. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
10. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: маркетинг региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 9-11.
11. Распоряжения Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs
12. Сайт агентства «ФинЭкспертиза». URL: http://finexpertiza.ru/press-service/researches/2015/indeks-dostupnosti-nedvizhimosti
13. Саранск - столица Республики Мордовии: Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия / отв. ред. А.И. Сухарев; Федеральное государственное научное учреждение «Научно-исследовательский институт регионологии». Саранск, 2006. № 7. 48 с.
14. Стратегия социально-экономического развития городского округа Саранск до 2025 года. URL: http://adm-saransk.ru/plan-razvitia/soceco/strateg.pdf
15. Тезаурус социологии. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник / под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 415 с.
16. Терских М.В., Маленова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект: (российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. 2015. № 2. С. 199-205.
17. Эрдынеев Б.Ю. Стратегия формирования имиджа города: основные принципы и этапы // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы. 2012. № 3. С. 251-254.
18. Bearden W.O., Netemeyer R.G. Handbook of Marketing Scales: Multi-Item Measures for Marketing and Consumer behavior research. Thousand Oaks: SAGE Publications, 1999. 325 p.
19. Jenes B. Theoretical and Practical Issues in Measuring Country Image Dimensions and Measurement Model of Country Image and Country Brand: Ph.D. Dissertation / Corvinus Univ. of Budapest Doctoral School of Business Administration. Budapest, 2012. 167 p.
20. Kleppe I.A., Mossberg L. Country Image: a Reflection of the Significance of the Other // Advances in Consumer Research. 2005. Vol. 32. Р. 295-301.
21. Martin I., Eroglu S. Measuring A Multi Dimensional Construct // Country Image, Journal of Business Research. 1993. № 28. Р. 191-210.
22. Roth M.S., Romeo J.B. Matching Product Category and Country Image Perceptions: A Framework for Managing Country-of-Origin Effects // Journal of International Business Studies. 1992. № 23. P. 477-497.
Поступила в редакцию 2017-01-18
Опубликована 2017-03-31
Раздел
Социология
Страницы
71-83