ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ЗАПАДА

  • Анна Александровна Русанова
    • ФГАОУ ВО НИ «Томский политехнический университет»
Ключевые слова: социум, инклюзия, образование, социальные конструкты, телесность, нетипичное тело, стигма, Россия, Запад, модели инвалидности

Аннотация

Рефлексия общества по отношению к определенным понятиям и категориям (в том числе и социальных страт, групп) видоизменяется в соответствии с тем историческим периодом, который подлежит рассмотрению. В связи с постепенным вступлением в силу демократических прав и свобод граждан по всему миру происходит определенная универсализация социальных ценностей и политико-правовых форм выражения этой демократии в социальной, медицинской, образовательной сферах и т. д. Но при этом демократия, как и право на любой вид государственных услуг, тем не менее является динамичной системой, которая видоизменяется в своем функциональном развитии под влиянием социальных конструктов общества или вследствие определенных заложенных традиций и устоев. В свою очередь, это накладывает отпечаток и на такие социальные институты, как медицина, юриспруденция и образование. В данной статье произведен социальный анализ телесности с точки зрения отношения общества к типичному/нетипичному телу, а также, на примере инклюзивных образовательных практик, доказано, что представление о нетипичном теле является динамической категорией.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. 1959. 717 с.
2. Мещерякова Л.Ю. Феноменологическая социология Альфреда Шюца: теоретические предпосылки и основные идеи // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2002. № 1. С. 116-127.
3. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль [Электронная публикация] Центр гуманитарных технологий. М., 1996.
4. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социс. 1988. № 2. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/ 5394 (дата обращения: 14.05.2018).
5. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. XX век: словарь / гл.ред. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. 464 с.
6. Малофеев Н.Н. Западная Европа: Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: Экзамен, 2003. 256 с.
7. Амиридзе С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/obzor-zarubezhnogo-opyta-v-oblasti-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.05.2018).
8. The social model of disability: an outdated ideology? URL: http://www.um.es/discatif/PROYECTO_DISCATIF/ Textos_discapacidad/00_Shakespeare2.pdf. (дата обращения: 15.05.2018).
9. Barnes C. Disabled people in Britain and discrimination. London: Hurst and Co. 1991. 264 p.
10. Albrecht G.L. Handbook of disability studies / by G. L. Albrecht, K.D. Seelman, and M. Bury. USA, 2001. 852 p.
11. Oliver M. The policy of Disability. London, 1990. 16 p.
12. Lonsdale S. Women and Disability: the experience of physical disability among women. Basingstoke: Macmillan, 1990. 186 p.
13. Труфанова Е.О. Субъект и познание в мире социальных конструкций. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2018. 320 с.
14. Телесность: составляющие и социальная значимость. URL: http://thewallmagazine.ru/telesnost (дата обращения: 04.06.2018).
15. Hockings Сh. Inclusive learning and teaching in higher education: a synthesis of research, Synthesis - Higher Education Academy. URL: https://www.heacademy.ac.uk/system/files/ inclusive_teaching_and_learning_in_the_ synthesis_200410_0.pdf (дата обращения: 04.01.2018).
16. Miller F.A., Katz J.H. The inclusion breakthrough: Unleashing the real power of diversity. San Francisco, CA: Berrett-Koehler. 2002. 240 p.
17. Правовое регулирование инклюзивного образования в федеральном законе «Об образовании в РФ» 2012 г. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342 (дата обращения: 14.07.2018)
18. Научный альманах 2015 N 11-5(13). Психологические науки. 234. URL: http://ucom.ru/na ISSN 2411-7609 (дата обращения: 06.03.2018).
19. Fell E., Dyban M. Against Discrimination: Equality Act 2010 (UK) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Vol. XIX. Р. 188-194. URL: http://www.future academy.org.uk/files/images/upload/ WELLSO2016F25.pdf (дата обращения: 01.08.2018).
20. Americans with Disabilities Act (ADA). A Guide to Disability Rights Laws, U.S. Department of Justice. URL: https://www.ada.gov/cguide.htm#anchor62335 (дата обращения: 21.06.2018).
21. Жаворонков Р.Н. Технология высшего инклюзивного образования инвалидов, применяемая в Соединенных Штатах Америки // Психология: наука и образование. Электронный журнал. 2010, № 5. URL: http://psyedu.ru/ files/articles/psyedu_ru_2010_5_1950.pdf (дата обращения: 02.01.2018)
22. Rights of Students with Disabilities in Higher Education. July 2013. Pub #5309.01. A Guide for College and University Students. URL: http://www.disabilityrightsca.org/pubs/530901.pdf (дата обращения: 21.06.2018).
23. European Commission. European Disability Strategy 2010-2020. Brussels: European Commission. 2010. 12 p.
24. Deutsche Zentrum für Hochschule und Wissenschaftforschung (DZHW). Social and Economic Conditions of Student Life in Europe Eurostudent. V 2012 -2015. Synopsis of Indicators. Hanover, 2015. 52 p.
25. Equality Act 2010: guidance. URL: https://www.gov.uk/guidance/equality-act-2010-guidance (дата обращения: 14.07.2018).
26. Fell E., Dyban M. Against Discrimination: Equality Act 2010 (UK) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Vol. XIX. Р. 188-194. URL: http://www.future academy.org.uk/files/images/upload/ WELLSO2016F25.pdf (дата обращения: 01.08.2018).
27. Resources and supports for students with disability or learning disabilities. URL: http://www.unipd.it/en/node/234 (дата обращения: 14.09.2017).
28. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: в 2 ч. Ч. 1: Западная Европа. М.: Печатный двор, 1996. 182 с.
Поступила в редакцию 2018-09-29
Опубликована 2018-12-22
Раздел
Социология
Страницы
431-440