ПЕРЕГОВОРЫ: КИТАЙСКИЙ СТИЛЬ

  • Надежда Олеговна Лебедева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: переговоры, деловая этика, бизнес-дискурс, социальная коммуникация, традиции, восточная философия, Китай

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению подходов к исследованию стратегий ведения переговорного процесса и его кросскультурного аспекта. Цель статьи - выделить и охарактеризовать процесс ведения переговоров представителями китайских компаний и применяемые ими тактические приемы, выявить особенности бизнес-дискурса и деловой этики. Основу китайской деловой этики составляет сложнейший синтез философской мысли, культурных традиций и религиозных догматов. Они определяют стратегию ведения переговоров и имеют свое выражение в бизнес-дискурсе. В статье приводится классификация стратегий ведения переговоров и тактических приемов, описываются китайская модель переговорного процесса, а также тактики, к которым прибегают китайские переговорщики. В результате тесного сотрудничества с западными странами деловая коммуникация представителей китайских компаний претерпевает изменения, однако они не носят фундаментального характера, а имеют внешние проявления (например, ношение костюмов западного образца). Китайский бизнес-дискурс является высококонтекстным: ему свойственны полихронность, имплицитность и феминность. Национальный стиль ведения переговорного процесса имеет существенные отличия от западного стиля, знание и понимание которых позволяют избегать ошибок и выстраивать успешные долгосрочные взаимоотношения.

Литература

1. Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов. Мн.: ТетраСистемс, 2000. 151 с.
2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ИФ РАН, 1999
3. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / Изд. 3-е, перераб. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. 336 с.
4. Кеннеди Г. Переговоры: Полный курс / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011. 388 с.
5. Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие для бакалавров. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 335 с.
6. Куик С., Вирегг М. Снова о межкультурных переговорах: чем новое поколение азиатов отличается от предшествующего // Управление корпоративной культурой. 2012. Т. 3. С. 182-193.
7. Ланцов С. Политическая конфликтология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 319 с.
8. Лебедева Μ.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.
9. Лебедева Μ.М. Технология ведения переговоров: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.
10. Левицкий Р. Самое главное о переговорах / пер. с англ. Н. Белова. М.: Форум, 2014. 320 с.
11. Никольсон Г. Дипломатия. М.: ОГИЗ, 1941.
12. Осгуд Ч. Перцептивная организация. М.: Наука, 1999.
13. Погодаев В.С. Особенности китайского стиля ведения деловых переговоров // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. Т. 2.
14. Рубин Дж., Колб Д. Психологический подход к процессам международных переговоров // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 2. С. 67-73.
15. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998. 784 с.
16. Сунь-Цзы. Искусство войны / пер. с кит. М. Михайлова. М.: Кладезь, АСТ, 2016. 96 с.
17. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / пер. с анг. А. Гореловой; предисл. В.А. Кременюка. М.: Наука, 1992. 158 с.
18. Шеретов С.Г. Ведение переговоров: учебное пособие. Алматы: Юрист, 2008, 92 с.
19. Ятманова М.Г. Ведение переговоров. Стратегии и тактики: учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГУ, 2012. 92 с.
20. Blackman C. Negotiating China: Case studies and strategies. Alien and Unwin, 1997.
21. Blackman C. China business: The rules of the game. Allen & Unwin, 2000.
22. Bleiker R. Negotiating Relief: The Dialectics of Humanitarian Space // Oxford University Press. 2013.
23. Frankenstein J. Trends in Chinese business practice: changes in the Beijing wind // California Management Review. 1986. Т. 29, № 1. С. 148-160.
24. Ghauri P., Fang T. Negotiating with the Chinese: A socio-cultural analysis // Journal of World Business. 2001. Т. 36, № 3. С. 303-325.
25. Graham J.L., Lam N.M. The Chinese negotiation // Harvard Business Review. 2003. Т. 81, № 10. С. 82-91.
26. Hall E.T. Beyond Culture. Anchor Books, 1976.
27. Leung T.K.P. The Difference between Chinese and Western negotiations // European Journal of Marketing. 1998. T. 32, № ¾.
28. Neidel B. Negotiations, Chinese style // China business review. 2010.
29. Osgood C.E., Tzeng O. Language, Meaning, and Culture: The Selected Papers of C. E. Osgood. Praeger Publishers, 1990.
30. Pruitt D.G., Carnevale P.J. Negotiation in Social Conflict. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishers, 1993. 251 p.
31. Staff P. The Negotiation Process in China // International Negotiation. 2018.
32. Stetson-Rodriguez M. China: How to negotiate and other Chinese business practices. URL: https://www.ventureoutsource.com
33. 施旭(Ши Сюй). 文化话语研究:探索中国的理论、方法与问题(Культурологический дискурс-анализ: в поисках китайской теории, методов и проблематики). 北京: 北京大学出版社, 2010.
Поступила в редакцию 2018-09-05
Опубликована 2018-12-22
Раздел
Социология
Страницы
450-458